#35. Агрессия


Вадим Климов
Медицинская агрессия
Шесть кадров пандемии

30 марта 2020

Пандемия COVID-19 напоминает "Дневники странной войны" Жан-Поля Сартра. Война без единого выстрела, без тактических маневров, ранений и смертей, напоминающая поездку в летний лагерь половозрелых французских буржуа, каникулы за городом.

Я не знаю ни одного заразившегося. И мне не рассказали ни об одном знакомом заразившемся. Возможно, где-то вдалеке они и существуют, но боятся эпидемии прямо здесь, прикрыв перекошенную физиономию респираторной маской.

Наставления врачей самые что ни на есть конкретные: мыть руки, проветривать помещения, пить воду. Как будто в другое время они не советуют ровно то же. Интересно, как проветривание помещений сочетается с рекомендацией заткнуть индивидуальную дыхательную систему повязкой? То есть проветривать снаружи, а вокруг себя обеспечить зловонную спертость, идеальное место для болезней?

Информационное общество с припадками и истериками по любому поводу напоминает огромный панельный дом с кошмарной звукоизоляцией: соседи прекрасно осведомлены о любых жизнепроявлениях друг друга. Причем, чем омерзительнее эти проявления, тем лучше их слышно.

Мы все боимся, но с трудом понимаем чего именно. Раньше для достижения подобного состояния смотрели фильмы ужасов, теперь достаточно увидеть лицо соседа.



13 июня 2020

Когда-то художник Петр Павленский влюбил в себя протестные массы соотечественников хлесткими уличными акциями, в которых повергал режим при помощи нанесения себе увечий: выдавливал из себя Путина по капле.

На всякий случай акционист даже зашил рот, чтобы остроту художественного высказывания не ослабляла банальная речь. Но потом зачем-то издал какие-то невнятные объяснения, которые мало что прояснили.

Павленский протестовал не только против диктатуры Путина, но и против "разрозненных слипшихся тел" обывателей. Когда акционист эмигрировал из России, обыватели-оппозиционеры его прокляли, потому что вести себя подобным образом в приличных странах недопустимо.

И тут начался грандиозный перформанс COVID-19, расставивший все на свои места. Вряд ли, прибивая мошонку к Красной площади или валяясь в мотке колючей проволоки, Петр Павленский мог исправить природу человека. Его антропологическая одиссея была изначально обречена на провал.

Но то что не удалось одиночке с успехом претворило проведение. Планетарная пандемия отлепила тела обывателей друг от друга, снабдила "социальной дистанцией" и одновременно объединила их. "Мы вместе" — едва ли не самый распространенный слоган самоизолированных страдальцев, избегающих не только людных мест, но вообще любого несанкционированного контакта.

Другой — теперь не просто другой, он прежде всего представляет смертельную опасность. И даже несмотря на это вы вместе, потому что вы для него — не меньшая опасность. "Мы вместе, потому что на расстоянии".

Пионер Павленский добился всего чего хотел, только для его триумфа пришлось вмешаться высшим силам. Это ли не торжество художника!..



20 ноября 2020

Какую бы стратегию преодоления пандемии не предложили, она будет лучше того плюралистического щебета, в котором погрязло все вокруг. До недавнего времени медицина еще оставалась в числе областей свободных от демократической рефлексии. Мнение специалиста разводилось с суждением дилетанта, который вправе был выбирать доктора, но не мог вмешиваться в его курс лечения.

COVID-19 снял и это ограничение. Отныне медицина, как любая другая область, разбита на крошечные фрагменты, из которых каждый вправе сложить все что захочет. Пандемия это и есть свобода в дистиллированном виде. Самый чистый образчик свободы явился в мир благодаря страху.

Всем известно, что испуганным человеком легко управлять. Только что это меняет? Боятся все, но управляют не тобой, а другими — жертвами противоположной точки зрения. Это они ошибаются, потому что напуганы. А ты как бы то же напуган, по крайней мере раздражен, но уж точно не подвержен манипуляции. Ты всегда сам по себе, в отличие от остальных.

Это и есть предельное падение мысли, не позволяющее взглянуть на мир и самого себя критически.

Происходящее в 2020-м есть очередная глава раскрепощения индивида, его превращение в полное ничтожество, судящее обо всем, не имея для этого никакой квалификации. Свободные индивиды — это разрозненные перепуганные насекомые, давящие друг друга и не замечающие ничего, кроме самих себя. А теперь не замечающие вообще ничего, кроме собственного страха.

Fun Fun Fun современного мира.



19 июня 2021

Раскрепощение маленького человека и информации привели к забавному эффекту, когда этот социальный лилипут окончательно запутался и перестал верить даже самому себе. COVID-19 явно высвечивает охвативший человечество кошмарный скепсис, это не просто пандемия, но пандемия всеобщего недоверия.

1. Большинство вообще не верит в вирус, а если и верит, то считает его не опасней многих других заболеваний.

2. Из тех, кто все же опасается заразиться COVID-19, большинство не верит ни в вакцины, ни в профилактические меры.

3. Из тех, кто верит в вакцинацию, большинство не доверяет конкретной вакцине, используемой в их регионе.

4. Из крошечного остатка отдающих себя на поруки докторов и ученых большинство настолько измучено страхом заболеть, что уже не верит в жизнь. Этот остаток и есть остаток витальности, итог трех столетий Просвещения.

Смысл и воля противостоят свободе. Чем больше первых, тем меньше последней. И наоборот. В неожиданно опустившихся сумерках мы не видим ни смысла, ни воли — одну голую свободу. Свободу бояться и умереть от своего страха.



15 июля 2021

Полтора года мир сотрясает COVID-19 — вирус в самом широком понимании: от биологического до информационного. Полтора года паники, невразумительных действий, алогичных решений и бесконечных споров. Однако у кампании COVID-19 есть одно бесспорное достижение — она окончательно похоронила институт экспертизы, наглядно продемонстрировав, что так называемые специалисты могут так же противоречить друг другу, как и дилетанты.

Пандемия — это спектакль, который по сценическим законам то усиливает напряжение, то снижает. Проблема большинства в том, что они наивно причисляют себя к участникам действия, забыв, что они всего лишь зрители. В этом спектакле они не играют ролей. Задача зрителей сводится к выражению коллективных мнений: от оваций до неодобрительного ропота.

У спектаклей разная судьба, но наиболее успешными обычно становятся постановки двух типов: завоевывающие всю публику и те, что делят аудиторию на равные лагеря обожателей и ненавистников. COVID-19, очевидно, относится к успешным спектаклям второй разновидности. Причем споры о его достоинствах настолько увлекают людей, что миазмы зрелища заполняют буквально все вокруг, подменяя собой жизнь.

Больше нет ничего, кроме трагедии, разыгрывающейся на ваших глазах, о которой, какого бы мнения вы ни придерживались, вы должны постоянно говорить, чтобы не утонуть в океане чужих мнений.

Сейчас мы подходим к очередному сценическому обострению: после ряда послаблений вакцинация становится обязательной, а бюрократический след человека дополняется так называемым паспортом здоровья. И все это после проведения чемпионата Европы по футболу, собиравшего десятки тысяч потенциальных инфицированных в одном месте.

Чемпионат отложили, чтобы провести его через год, дождавшись улучшения ситуации. Только улучшения не произошло, скорее наоборот. И теперь, после этого пиршества спортивного духа, мы оказались перед мягким тоталитарным выбором: принимайте спектакль всерьез, то есть вакцинируйтесь, либо исчезните из общественного пространства.

Я далек от причитаний по поводу свободы и прав человека, которые всегда казались мне инструментом навязывания чужих интересов, но теперь даже эти бутафорские концепты оказываются полезнее тотальности спектакля пандемии.

Абсурдность и неловкость мер, которыми государство сопровождает свою навязчивую заботу, лишь убеждают меня в его коварстве. Если бы режиссеры спектакля были действительно озабочены здоровьем зрителей, то вакцинация была бы давно проведена, а не ползала туда-сюда, по сантиметру отрезая от собаки хвост, а потом приклеивая его обратно.

COVID-19 — не обычный спектакль, а театр абсурда с привлечением самых шумных спецэффектов вроде терроризма. Пандемия окончательно рассеяла образ террориста, он больше не поддается персонификации, растворенный в "научных изысканиях", озвучиваемых и обсуждаемых дилетантами.

Спустя полтора года вирусный спектакль превратился в захваченный террористами ресторан Макдоналдс. Внутри сидят заложники и едят гамбургеры, средства массовой информации во всех подробностях освещают муки плененных, а государство, как может, пытается разрешить гуманитарную катастрофу.

Правда его действия настолько импульсивны, что понять их логику вряд ли получится. Ресторан то оцепляют и собираются разбомбить, то снимают оцепление и пускают внутрь всех желающих, получивших QR-код. Чередуя противоположные меры, государство торжественно объявляет, что со временем ситуация только ухудшается. Из чего делает неожиданный вывод, что оно на правильном пути и меры следует ужесточить.

И снова буря экстаза! Зрительный зал раскалывается на требующих еще больших репрессий и тех, кто ни во что больше не верит — хочет только поскорее попасть в Макдоналдс.



9 декабря 2021

В ситуации пандемии человечество во всей красе продемонстрировало результаты многовекового развития. Всеобщее разобщение с мириадами мнений в эмоциональном регистре от полной дезориентации до патологической ярости.

А ведь разобщение началось гораздо раньше. Все преграды, все общности постепенно стирались и отмирали. Маленький человек был обречен стать мерой всего. Сейчас этим маленьким человеком расплачиваются корпорации в экономическом спектакле и выборные политики в спектакле политическом.

2020 год подарил нам третий вид спектакля — медицинский. Самый апокалиптичный, репрессивный и безжалостный вид эксплуатации этого обладателя собственного мнения.

Хотя интереснее здесь иное измерение проблемы. Столь тотальное разобщение стало возможным не только благодаря общественным трансформациям, но и трансформациям реальности. Она больше не объективна и уж точно не едина.

Реальность распалась на множество фрагментов. Она одна у сторонника вакцинации и совершенно другая у противника вакцинации. Именно поэтому этим адептам никогда не найти общий язык. Они закатывают глаза, поражаются глупости и цинизму друг друга, но дело не в глупости и цинизме — дело в том, что они живут теперь в разных вселенных.

Именно в такой мир пытаются втянуть просвещенное человечество цифровые корпорации. Тотальная виртуализация — это реальность, распавшаяся на фрагменты. Вы можете выбрать, в каком вам удобнее жить. Скорее всего это сделают за вас, но потенциально такая возможность имеется.

Противники виртуализации жизни цепляются за вчерашний день, не замечая, что тот давно ввалился вместе с ними в день сегодняшний. Не за что цепляться: так называемая реальность давно рассыпалась на миллионы осколков. Ее обрушение и открыло дорогу виртуальности.

Сначала виртуальных миров станет столько, сколько людей на Земле. Их шарики иллюзорного существования станут летать в топологическом пространстве, иногда наползая друг на друга. А потом и индивид (от лат. неделимый) рассыплется на кусочки — станет дивидом. Тогда шариков виртуального существования станет еще больше.