#34. Апофения


Алексей Лапшин
Прогрессизм - конец прогресса

Любопытные данные об особенностях восприятия людьми окружающего мира предоставляет этнография. Так в Меланезии были обнаружены племена, не связывающие деторождение и секс. Слишком большой разрыв во времени между событиями мешал им увидеть причинно-следственную связь. К тому же туземцы считали, что если бы деторождение объяснялось сексом, младенцы должны бы были появляться только у красивых женщин, к которым испытывают влечение мужчины. Рождение детей, по мнению этих жителей Меланезии, всего лишь одно из естественных выделений женщин среди прочих. Другой пример — племя, затерявшееся на горном плато Малайзии. Обитатели, отрезанной от современной цивилизации территории, жили согласно своим представлениям и мифам. Как выяснили исследователи, самолёты, регулярно пролетавшие над горным плато, никак не воспринимались племенем. Якобы, ни один из жителей не видел их полёта и не слышал шума двигателей. Некоторые учёные объясняют это тем, что самолёты просто не вписывались в картину мира, существовавшую у племени. Поэтому на них никак не реагировали.

Не торопитесь с усмешкой рассуждать о «нецивилизованности» туземцев. Философ и историк религий Мирча Элиаде подчёркивал, что в первобытном или архаическом сознании предметы внешнего мира так же, как и сами человеческие действия, не имеют самостоятельной, внутренне присущей им ценности. Эту ценность можно обрести только через воспроизведение некоего архетипа. В невосприимчивости к связи между сексом и деторождением или игнорировании самолётов есть своя определённая закономерность, хотя понятно, что большинство наших современников увидят здесь лишь дикость.

Между тем, основной массе людей, которых принято называть цивилизованными, свойственно избегать всего, что не вписывается в их представления о мире. С установлением причинно-следственных связей также возникают серьёзные проблемы. Особенно в эпоху клипового восприятия действительности. Неудивительно, что в секулярном обществе столь популярны психоаналитики. Цивилизованный человек заточен на функциональность. Отсюда узость его видения мира. При ближайшем же рассмотрении выясняется, что мышление такого человека стиснуто очень строгими рамками. Он верит во что-то или не верит в зависимости от заданных установок. Функционал может легко дойти до абсурда в отрицании вещей, противоречащих его картине реальности. Ведь выход за пределы принятых установок угрожает обрушением этой картины.

Как, например, объяснить веру современных людей в силу науки? Ясно же, что подавляющее большинство верующих ничего не понимает ни в формулах, ни в смыслах открытий в контексте мироздания. Наука для них чистая абстракция. Можно возразить, что люди видят практические результаты, улучшающие материальное качество жизни. Однако здесь и просматривается квазирелигиозное чувство. Учёные, знающие как получать благо, заменяют в сознании жрецов. Правда, необходимо сделать одну очень важную оговорку. В постмодернистскую эпоху личности конкретных учёных практически исчезли из массового восприятия. Имена великих изобретателей, открывателей тайн материи, были популярны во времена модерна. Теперь от имени науки выступают Билл Гейтс и Илон Маск. За ними стоят безликие разработчики технологий. В обыденном сознании технологии подменили науку. Производящие же технологии корпорации стали представляться источником блага. Хозяева корпораций заняли место «необогов», благодетелей человечества. Посмотрите, с каким невероятным подобострастием о них пишут и говорят СМИ. Десятиминутный туристический «полёт в космос» Джеффа Безоса на расстояние 100 километров от Земли с всеобщим восторгом преподносился как едва ли не переворот в космонавтике. Массам планомерно внушается, что сверхбогатые владельцы корпораций — люди принципиально иного качества, и что именно они, в силу своей уникальности, должны решать глобальные проблемы мира. Сегодня в общественном сознании вера в науку — это не вера в мощь человеческого разума, а, прежде всего, преклонение перед технологиями и успешностью тех, кто их производит. Культурный уровень понимания того, что такое наука, чрезвычайно снизился.

События, связанные с ковид-19, в полной мере продемонстрировали, что так называемая вера масс в науку в основном имеет иррациональный характер и собственно к самой науке относится лишь косвенно. Поведение определяется не какими-то аргументами и выводами, основанными на размышлениях и знаниях, а рекламой и тотальной пропагандой. Пропагандисты ссылаются на науку, как на нечто не подлежащее сомнению. При этом поставлены жёсткие преграды, мешающие распространению мнений учёных, имеющих иной взгляд на ситуацию. Тем не менее, интернет пока позволяет ознакомиться с альтернативной позицией. Многие пользуются этой возможностью, но большинство некритично потребляет только официальную информацию. Довольно значительная часть людей из чисто конформистских соображений делает вид, что верит пропаганде. Называть подобную «веру в науку» признаком просвещённости, значит впадать в самообман или заниматься сознательными манипуляциями. В действительности культурное поле человечества выжжено. Люди верят в науку, как в раскрученный товар, а не в силу своей образованности или прогрессивности. Выставлять нынешнюю массовую «веру в науку» как нечто более передовое по сравнению с религией просто нелепо.

Таким же раскрученным товаром является идеология прогрессизма. Нельзя путать прогрессизм и прогрессивизм. По сути произошла подмена понятий. Вместо зашедшего в тупик либерально-просвещенческого дискурса прогрессивизма, направленного на улучшение жизни общества через научные достижения и социальные реформы, внедрена нигилистическая идея прогрессизма — подчинение человека технологиям, плюс новая этика и нормальность. Прогрессизм означает конец прогресса, поскольку человеческий вид больше не рассматривается как цель развития. Речь идёт о конвергенции людей и машин с преобладанием технологической составляющей.

Человек сегодня находится в плену ложных представлений о самом себе и своих верованиях. Конечно, восприятие цивилизованного функционала устроено совсем иначе, чем у обитателя затерянного горного плато, но зависит от установок не меньше. Если же брать уровень ассоциативного восприятия, функционал выглядит очень бледно. Рассматривать мир объёмно можно только отказавшись от функциональных установок, предполагающих линейность мышления.