#29. Гигея


Олег Мавроматти
"Кому-то нужна лесть, кому-то угроза,
кому-то обвинение в недостаточной радикальности..."

[интервью с Вадимом Климовым, декабрь, 2006]

 

Олег Мавроматти родился в 1965 году в Волгограде. С 1985 по 1989 гг. лидер художественной группы «Танец жирафа». Участвовал в панк-группах ЧМО, Комитет Манифест. С 1990 по 1991 гг. — участник художественного движения «ЭТИ» («Экспроприация территории искусства», совместно с А. Осмоловским, Д. Пименовым, Г. Гусаровым). 1993-1994 гг. — участник революционной конкурирующей программы «Нецезюдик» (совместно с А. Бренером, А. Осмоловским, Д. Пименовым, А. Ревизоровым, А. Зубаржуком). C 1995 года совместно с Ф. Богдаловым и Императором WAWA создает группу «Секта Абсолютной Любви». В том же году организует Supernova, объединение радикальных художников, перформансистов, дизайнеров, писателей и проч.

После одной из арт-акций Мавроматти вынужден был покинуть Россию и переехать в Болгарию. Содержание перформанса: 1 апреля 2000 года художник распял себя на кресте на фоне храма Христа Спасителя, чем вызвал большой общественный резонанс. Дело передали в прокуратуру.

Мавроматти известен своими провокационными киноработами: «Тайная эстетика марсианских шпионов», «Выблядки», «Самое большое кюфтэ в мире» и др. Фильм «Выблядки» получил гран-при фестиваля Dreamcatcher (Киев, 2001), участвовал в программе фестиваля сверхлюбительского кино «Стык» (Москва, 2002). На фестивале «Стык» в 2004 году был показан его же «Ультрафутуро Манифест»[1]. Выступал продюсером двух кинокартин Светланы Басковой: «Кокки — бегущий доктор» (1998) и «Зелёный слоник» (1999).

 

(По материалам сайта Drugoi Rusart)

 

______________________

 

Ты сейчас снимаешь новый фильм, расскажи о нем. Как фильм соотносится с тем, что ты снимал прежде?

 

Новый фильм — фильм американский... С американскими актерами... Он будет из двух новелл... В одной занят superstar биоарта Адам Зарецки (Adam Zarecky)... В другом известная перформансистка RAYDER... остальные люди дебютанты... о них сказать почти нечего, кроме того, что они справились со своей задачей... Это фильм о странной неизвестной русскому зрителю стороне Штатов... И опыт создать «плотную» американскую картинку... Это очень сложно объяснить... USA — это такая особая декорация... именно декорация... Все здесь как бы из картона, но на пленке выглядит очень солидно... Короче, фильм об обмане зрения... репрезентация «слепых пятен»...

 

Есть твоя подборка фильмов «НБП посвящается», демонстрировавшихся, например, на фестивале STЫK 2004. В каких отношениях ты состоял с Национал-Большевистской Партией?

 

Я был в очень близких отношениях с Эдуардом Вениаминовичем... Я намеренно не называю его Эдик, как делают многие (на мой взгляд это пошлость и хамство), а именно по имени отчеству в знак моего глубочайшего к нему уважения... По моему, он один из немногих честных людей в русской политике... Я не был членом партии, но лишь по той причине, что я художник — свободный человек и принципиально не состою ни в каких партиях... Бойцы НБП снимались в моих фильмах и у них был потрясающий актерский талант... Жаль, что им приходится воевать, а не заниматься искусством... К сожалению эта война может затянуться на длительный срок... Но я склоняю голову перед их героизмом и верой в утопию!!! Не сомневаюсь... Добро обязательно должно победить!!!

 

В НБП ведь состояло довольно много художников — Лимонов, Курехин, Летов — с которых все и начиналось. Вдобавок волшебные социо-культурные образования вроде дадаистов, ситуационистов, французская Новая Волна... люди, выражающие свои эстетические взгляды посредством политики. Почему ты считаешь такой синтез принципиально невозможным?

 

Я не присутствовал при организации НБП и сам ее не организовывал, а потому все дело вероятно в моем эгоизме... То есть, участвую почти всегда только в собственных проектах... Но я, естественно, по мере сил на стороне НБП и Лимонова... Разве это не маркирует меня политически? Кстати в свое время мы с Сальниковым распространяли «Лимонку» по регионам, крутили ролики... Что можно еще хотеть от художника? Обязательно партийный билет в кармане? Нас с Сальниковым и без билетов часто с НБП ассоциировали...

 

Ты позиционируешь себя в качестве заступника животных. Как по-твоему следует понимать одну из последних сцен фильма «Самое большое кюфтэ в мире», где свинья подвешивается за задние лапы и убивается ножом в горло?

 

Да, я и члены нашей группы все радикальные вегетарианцы и защитники прав всего живого... сцена в фильме не противоречит моим убеждениям, но напротив должна была ужаснуть зрителя, заставить задуматься о ценности любой жизни... Но если кто-то интерпретирует это иначе... тут я бессилен... Эта сцена не постановка, но документ... именно таким образом в Болгарии убивают животных на бойне... Если же закрывать глаза и не показывать, то это просто бегство от реальности в мир вечного комфорта... Люди должны видеть весь кошмар агонии и смерти живого, чтобы хоть что-то понять... Я не наивен и думаю, что могу «перевоспитать» не более одного зрителя в зале (а иногда и ни одного)... Но я делаю (как и Кира Муратова) все, что могу... Может, делаю недостаточно хорошо, но буду стараться...

 

Ты говоришь, что члены твоей группы радикальные вегетарианцы, и сцена в фильме не противоречит вашим убеждениям, она должна заставить зрителя задуматься. Если рассматривать все это в качестве логической цепочки, то в ней есть скрытое утверждение о благе вегетарианства и последующий вывод исходит из этого. Но если зрителя фильм шокирует, то как раз наоборот, вегетарианство становится тем, что спровоцировало этот ужас.

 

Спровоцировало этот ужас не вегетарианство... И логика эта мне непонятна... Если я как хроникер снимаю, например, войну в Чечне, то что, я ее инспирировал? Так же действует Green Peace... Показывают, как убивают тюленей... Значит ли это, что гринписовцы инициировали весь этот ужас... В моем фильме снят рутинный процесс забоя скота на бойне... там почти нет постановки (почти — это некоторое позерство мясников... естественно, я не рассказывал, зачем это снимаю и в каком контексте подам)... Некоторые думают, что так скот не убивают... Так вот нет, его убивают именно так... И если кого-то это шокирует... если, придя в мясную лавку, он вспомнит фильм и содрогнется... то это то, на что я рассчитывал...

 

Ты продюссировал первые два фильма Светланы Басковой. Чем конкретно ты занимался на съемках? Что вообще такое продюсированние безбюджетных фильмов?

 

На съемках и после съемок я занимался всем... Я монтировал оба фильма на собственной монтажке... Я частично снимал их как оператор... Я занимался звуком и светом, а также и корректировкой сценарного плана... Я занимался и обработкой актеров в самых сложных брутальных сценах (они далеко не с радостью на все соглашались)... Кстати, в таком качестве я работал и над фильмом «5 бутылок водки», но не до конца (уже уехал)... Но все самое кровавое снято при моем участии... Я, так сказать, создавал атмосферу драйва... А после завершения фильмов я устраивал премьерные показы, занимался плакатами и т.д. И конечно дальнейшей прокатной судьбой картин (насколько это было возможно)... Помимо прочего я таки вкладывал в производство свои хоть небольшие, но деньги... Все это было дьявольски трудно (Света не подарок... мы ругались почти все время... два художника воевали за свои взгляды)... Я занимался всем этим часто в ущерб собственным режиссерским проектам... Так, к сожалению, фильм «Постмодернисты в аду» никогда не был смонтирован и был конфискован в сыром виде... Если бы у меня было больше времени, я бы доделал его... но мое продюсирование отнимало 70% жизни...

Что такое вообще продюсирование безбюджетного кино? Это всегда именно то, о чем я рассказал... Также делал Сережа Сальников (кроме монтажа, зато он снимался как актер), также делает и Володя Зубков... Но лучше спросить у них...

 

Как ты работал с актерами, не желающими развивать сюжет в большую брутальность? В «Зеленом слонике» играли Епифанцев, Пахомов, Маслаев. Двое последних присутствуют во всех фильмах Светланы Басковой. Что за действие происходило, в ходе которого ты убеждал их сыграть как нужно?

 

Собственно методика была несложной... что-то наподобие промывки мозгов в секте, в сочетании со стратегией плохой/хороший следователь... Звучит цинично... однако, это чистая правда... Люди не хотели рисковать жизнью (Маслаев не хотел вешаться) и здоровьем (Осмоловский боялся заразиться от крови и кишок) или репутацией (Епифанцев и Пахомов боялись славы, так сказать, нетрадиционной ориентации) и приходилось хитрить... Нажимать на индивидуальные кнопочки... Кому-то нужна лесть, кому-то угроза, кому-то обвинение в недостаточной радикальности... Действовал и личный пример... Если кто-то не хотел, например, пить кровь, то я делал это первым... Впоследствии и этого уже не требовалось... После успеха «Слоника» включился механизм звездной болезни (хотя бы на уровне тусовки)...

 

По поводу съемок с Басковой, при которых ты оплачивал расходы. Разве Баскова не обеспеченный человек?

 

Должен сказать, что я вообще не знал обеспеченную Свету... вероятно, дела ее поправились уже после моего отъезда... Тогда мы жили на хлебе и картошке... А то немногое, что удавалось заработать халтурами на ТВ или в других местах целиком уходило на съемку... Единственный обеспеченный чел тогда был Пахомов, и иногда он нас кормил... Но нам было стыдно все время пользоваться его добротой... Я, конечно, не оплачивал все... Света ради съемок, например, продала все ценные вещи в доме...

Может, Свете это неприятно вспоминать... Она часто любила повторять потом: ЗАПОМНИ, ВСЕГО ЭТОГО С НАМИ НЕ БЫЛО... Но мне безразлично... скорее всего, я никогда с ней больше не увижусь...

 

Твоя фильмография говорит нам, что первый полнометражный фильм ты снял на 35 мм в 1989 году. Расскажи, что это такое.

 

Это был вполне конвенциональный по форме horror film с элементами злобной сатиры в адрес буржуазного общества потребления... С участием актеров непрофессионалов... Сюжет следующий... Фирма UNITED COLORS OF BENNETON внедряет новую стратегию завоевания рынка, а именно обработку производимой одежды особыми личинками мозговых червей-паразитов, которые при попадании в тело покупателя положительно влияют на его покупательную способность... Но конечно случается сбой программы, и черви мутируют, в результате чего покупатель превращается в одержимого потребителя всего, что продается, а не только марки BENNETON... Люди обжираются прямо в магазинах, рвут друг у друга одежду и обувь... короче, наступает потребительский апокалипсис... Фильм заканчивается кровавой дракой детей в песочнице, не поделивших куличики... К сожалению, лента давным-давно утрачена... И, вероятно, она не так хороша, как может показаться по описанию...

 

Антибуржуазный протест, выраженный в постмодернистском ключе. Забавно для советского фильма 89-го года. Совершенно не соотносится с умонастроениями плебса тех лет, почти полностью связавшего свободу и демократию с покупательскими возможностями. Протест одновременно против общества потребления и позднесоветской ментальности. Так и было или отечественная действительность тебя не интересовала, важно было только соотноситься с мировой культурой?

 

Да, протест против того и другого... Меня очень интересовала советская действительность... Но по потребительскому угару она ничем не отличалась от западной... Просто были другие маркетинговые механизмы... А черные рынки, а фарцовка, а спекулянты, а дефицит, а товары со склада, а потребительская элита, а валютные магазины «Березка»??? разве все это не свидетельство... А утюги и проститутки у гостиницы «Космос»? Просто я видел корень зла на Западе, что манил запретным плодом, и люди в Совке готовы были продать душу за то, что продается в USA в Salvation Army... Разве это не воля к сверхпотреблению???

 

В твоих перфомансах, как и в фильмах, почти всегда присутствуют кровь и насилие, часто над самим собой. Что ты в этом видишь: эстетику, шоковую терапию, преодоление собственных барьеров?

 

В моих перфах насилие и кровь только участников перфов... я вижу в этом все три пункта, разумеется, но плюс подчеркивание-усиление высказывания, так как насилие и кровь не самоцель, они только рамка текста...

 

Не получается ли, что подобное подчеркивание через какое-то время обесценивает прием, зритель морщит лицо со словами «опять Мавроматти» и все это слипается в однообразную кашу из кала, крови и самоуничижения?

 

На самом деле вовсе не обесценивает... Те, кто так считают, только демонстрируют защитную реакцию... Они не в состоянии отменить смерть... Вспомним старикашку Деррида и его знаменитую фразу... Смерть — это только слово... Красиво, но не более... Сильно сомневаюсь, что Деррида, подыхая от рака, твердил именно это... Отменить телесность, кровь, боль, страдания невозможно... Их даже невозможно не замечать... Даже если договориться не замечать, это слишком архетипично, слишком страшно... И если бы людей это вообще не трогало никак, то они попросту бы молчали... Слипается это в одну кашу только у имитаторов подобного, таких, например, как Такеши Миике и т.д. Да, там много насилия, но оно декоративно... Почти как в любом horror film... Лучше спросить себя... А что такое война, например, или приемное отделение любой больницы? Отмените все это! Живите в раю среди музыки и цветочков! Но рай утерян и его не построят вновь... Во всяком случае, тем, кто говорит... я это уже видел! Ничего, посмотри еще... Посмотри на улицу, где все это происходит... угрожающе и не эстетизированно...

 

В этом контексте интересно узнать твое мнение о творчестве французского писателя Пьера Гийота (романы «Могила для 500 000 солдат», «Эдем, эдем, эдем», «Проституция»)?

 

На мой вкус слишком поэтичен, слишком сексуален... (хотя, безусловно, увлекательное чтиво для убийства времени в самолете или поезде). Все это слишком красивенько и далеко от жизни (эстетизированный S&M)... В литературе я люблю правдоподобие, а не набор красивостей (пусть и шокирующих обывателя)... Де Сад тоже слишком красив и поэтичен... Мне куда интересней Мишель Уэльбек... Интересней тем, что у него нет поэзии, а секс только болезненный (химический) процесс, что действительно ближе к реальности... Но даже и он не удовлетворяет меня на все 100, а лишь на 40%... Слишком много ошибок, неточностей...

 

В чем ты видишь различие между перформансом и своим кино? Фильмы «Тайная эстетика марсианских шпионов» или «Крысы покидают супермаркет», на мой взгляд, вполне можно считать перформансами, снятыми на пленку.

 

«Крысы» — фильм-симуляция документации перформанса (актер как бы сам себя снимает), но не перформанс, снятый на пленку... Это просто такой особый киноприем, заставляющий зрителя поверить в реальность происходящего... Что касается «Шпионов», то частично я могу согласиться... на 50%, пожалуй, перф, но на 50 остальных — монтажное кино...

 

И все-таки... в чем по-твоему отличие кино от перформанса? Что подходит для художественного фильма и никогда не подойдет для зрелища в реальном времени? Отличие революции, снимаемой на видео для теленовостей, от постановочной сцены многобюджетного фильма?

 

Отличие кино от перформанса в монтаже и постановке... в кино можно снимать столько дублей, сколько позволяет твоя совесть... в перформансе есть только один дубль и все зависит от мастерства документатора... Фильм — это оптическая иллюзия... в нем можно показать полет пули или красивый удар в челюсть... все это может быть в реальном времени, просто мы не увидим красивых деталей... Революция в теленовостях — не только оптическая, но и идеологическая иллюзия... Однако, любой социальный всплеск несет неубиваемую никаким монтажом энергетику... в кино такая энергетика зачастую отсутствует... остается только красивая или некрасивая, но пафосная картинка...

 

Расскажи о том, как ты работаешь. Я имею в виду весь процесс, включающий появление идеи и ее оформление, скажем, в сценарий, работу с актерами и камерой, монтаж, продвижение фильма на фестивали. Часто из-за сложности или невозможности реализации приходится отказываться от задуманного и делать так, как получается?

 

Естественно, все начинается с какого-то катализатора... новостей, чьего-то рассказа, прочитанной книжки, фильма и т.д. Затем превращается в желание снять что-то особенное... Возникает план, как и что сделать в теории... Почти одновременно кастинг... Если энергетические вибрации актера совпадают с моими, то я его снимаю... Иногда они могут исчезнуть в самый разгар съемок и тогда, как ни обидно, актер прогоняется взашей! Я почти не делаю так, как получается... А только так, как вижу... И поэтому у меня скопилось много черновиков... Все это мертвые проекты... Что в них не срослось? Прежде всего актеры... Хороший актер дорогого стоит... Его можно снимать кое-как, небрежно, грязно, а все равно он держит своей энергетикой... и ужасная операторская работа, и плохой монтаж просто не замечаются...

 


[1] Ultrafuturo Group, основанная Олегом Мавроматти и Боряной Росса вместо старого кинообъединения Supernova.