#25. Свобода


Олег Тюлькин
Блистательный Маринетти

Я горячо люблю молодежь,
ибо она права даже в своих ошибках,
тогда как старики ошибаются даже тогда,
когда правы.

Ф.Т. Маринетти

Осень 1942 года, Сталинградский фронт. 62-летний Филиппо Томмазо Маринетти, секретарь итальянской Академии наук, прибыл сюда с инспекционной проверкой 8-й итальянской армии. Это его второй визит в Россию. Второй и последний. Впервые гениальный футурист был здесь в январе 1914 года, имея целью богемные аудитории и великосветские салоны, по которым пронесся скандальным разрушительным вихрем, заставив обрастать свой первый «русский вояж» паутиной легенд и домыслов. Впрочем, существует загадочная версия и об обстоятельствах «сталинградской поездки», — некоторые исследователи утверждают, что в конце ноября 1942 года Маринетти попал в плен, был этапирован в город Асбест на Урале, где его следы и затерялись... Однако даже если абстрагироваться от этой таинственной гипотезы, Россия оказалась последней страной, ради которой вождь футуристов покинул Италию. Эстетический Воин успел соприкоснуться перед смертью с запредельным таинством Большого Пространства...

Филиппо Томмазо Маринетти родился 22 декабря 1876 года в Египте (Александрия), в богатой итальянской семье адвоката Энрико Маринетти. Его детство прошло в Париже, где он учился в колледже святого Франсуа Ксавье. Именно там Маринетти основал свой первый литературный журнал «Папирус», а впоследствии был исключен за подпольное распространение запрещенных книг. Закончив в 1899 году образование в генуэзском университете (факультет права), Филиппо Томмазо предпочел юридической карьере литературное творчество.

20 февраля 1909 года в парижской газете «Фигаро» Маринетти публикует свой первый футуристический манифест («Le Futurisme «). Тотально революционный по своей сути, он содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы — историков, археологов, искусствоведов, антикваров!», «Тащите огня к библиотечным полкам!», «Направьте воду из каналов в музейные склепы!», «Крушите древние города!». Маринетти провозгласил новую футуристическую эстетику, базирующуюся на воспевании риска, дерзости, неукротимой энергии, смелости, отваги, бунта, решительного напора, — иными словами, всех тех качеств, которыми должен обладать «человек длинной воли». Война была провозглашена единственной очистительной силой — «гигиеной мира». Пропагандируемый милитаризм был для Маринетти отнюдь не бравадой, — весной 1909 года он дрался на дуэли, отстаивая свое писательское реноме.

С первых дней своего провозглашения итальянский футуризм не ограничивался исключительно сферой искусства, создав целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Практически сразу увидел свет «Первый политический Манифест футуризма», а Маринетти помимо литературной деятельности активно сотрудничал в анархистском журнале «Разрушение». В 1911-1912 гг. он в качестве военного корреспондента принимает участие в итало-ливийской войне, в октябре 1913 — в болгаро-турецком конфликте. В августе 1914, после начала Первой Мировой войны, Маринетти записывается добровольцем в Ломбардийский батальон циклистов и ведет пропаганду за вступление Италии в войну, придав для этих целей футуристическому журналу «Лачерба» политическую направленность. «Дирекция футуристического движения» в Милане постепенно превратилась в боевой штаб. В сентябре ею были организованы манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что Маринетти был арестован и посажен в тюрьму. Но в мае 1915 года Италия вступает в войну на стороне стран Антанты и Маринетти, вместе с другими футуристами добровольцем уходит на фронт. Вплоть до 1918 года футуристы на практике доказывали свою приверженность Эстетике Воинственного, призывая к разрушению не из уютных кабинетов, а на поле боя. Итоги таковы: Боччони погиб на военных учениях, Сант-Элиа погиб в бою, Руссоло был тяжело ранен, Маринетти — ранен и награжден медалью как командир броневика за битвы Витторио-Венета.

После Первой Мировой войны органически назрела необходимость организационного оформления политического крыла футуризма. Была создана политическая партия футуристов во главе с Маринетти и издан соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: «Футуристическая политическая партия, которую мы сейчас основываем... будет совершенно обособленной от футуристического движения. Это последнее будет продолжать свое дело омоложения и укрепления итальянского гения. (...) Футуристическая политическая партия, напротив, понимает насущные потребности и точно отражает самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». Органом политической партии футуристов стала газета «Футуристический Рим», основанная Маринетги, Сетгимелли и Карли. В этот период Маринетти начинает выступать с радикально-националистических позиций, а в 1919 году вступает в фашистскую партию. «Наша футуристическая революционность обожает Италию и жаждет возродить ее во что бы то ни стало, очистить ее, сделать более интеллигентной и преуспевающей», — говорил он еще в сентябре 1918 года. Стоит заметить, что ранний итальянский фашизм многим обязан двум национальным литературным гениям того времени — Маринетти и Д'Аннунцио, причем не только в сфере формирования идеологии и лозунгов, но и в области «прямого действия»: Маринетти играл большую роль в формировании фашистских боевых групп, лично участвовал в разгоне демонстраций и нападении на редакцию газеты «Аванти», «желая утвердить абсолютное право четырех миллионов солдат на управление новой Италией». Добровольцы во главе с Габриэле Д'Аннунцио в сентябре 1919 года заняли город Фиуме и устроили в нем великолепный футуристический вечер. В ноябре 1919 года, на парламентских выборах имена Маринетти и Муссолини стояли рядом в избирательных бюллетенях, однако на выборах фашисты не прошли, а Маринетти был арестован по обвинению в посягательстве на безопасность государства.

Однако, уже в мае 1920 года Маринетти и группа соратников-футуристов совершают очередную авангардистскую провокацию: протестуя против компромиссов Муссолини с клерикальными и монархическими кругами они выходят из состава фашистской партии. Вместе с тем, Маринетти до конца дней остается «беспартийным фашистом». В 1922 году, после прихода Муссолини к власти, он посвящает министру-президенту восторженную статью: «Итальянская Империя — в кулаке лучшего, наиспособнейшего итальянца!» «Минимальная граница возраста для депутатов должна быть понижена до 22-х лет. Минимум депутатов из адвокатов (всегда оппортунистов) и минимум депутатов из профессоров (всегда ретроградов)... Вместо парламента из некомпетентных ораторов и ученых инвалидов мы будем иметь правительство синдикатов земледельческих, промышленных и рабочих» — таким вождь футуристов хотел видеть новое правительство. 18 марта 1929 года Муссолини ввел Филиппо Томмазо Маринетти в состав Итальянской Академии наук. Злопыхатели поспешили заявить, что «возмутитель спокойствия умер», однако вскоре, будучи приглашенным в Будапешт на академическую конференцию, Маринетти вместо ожидаемого доклада прочел свою новую поэму «Обыденная жизнь одного фокстерьера». 54-х летний академик лаял, визжал и кусался. В апогее, подражая собаке, он задрал ногу у стены. Почтенные профессора были в шоке...

Ярый ниспровергатель Маринетти до конца остался верен своему главному принципу — «с вершины мира бросать вызов звездам». Он всегда видел выход из тупика искусства в футуризме, а из общественного тупика — в фашизме. И если вы услышите когда-нибудь о ночном футуристическом шабаше в городе Асбесте Свердловской области, устроенной экзальтированным старичком, — не удивляйтесь — это МАРИНЕТТИ...

Даже несмотря на то, что на Монументальном кладбище Милана существует его могила и дата кончины гласит — 2 декабря 1944 года.

Газета "Лимонка" #36 (апрель 1996)