#20. Каннибализм


Каннибализм :: за границей свободы

Может ли свобода быть безграничной?

В XIII веке парижский суд вынес решение по делу парламентария, задевшего, жестикулируя, нос другого парламентария. Ответчик считал, что имеет право размахивать руками. Однако судья постановил, что его свобода заканчивается там, где начинается кончик чужого носа. Так юриспруденция ограничила философскую категорию свободы.

С тех пор мир все глубже погрязал в ограничениях. Свободный гражданин закрепощался бесчисленным набором удавок: бухгалтерских, юридических, медицинских, моральных…

Человеческий микрокосм в конце концов сжался до таких размеров, что его пришлось защищать, дабы он не исчез вообще. Так родилось движение сюрреалистов и его центральное произведение — роман Луи Арагона «Защита бесконечности».

Но как защитить бесконечность (или свободу) в интерпретации парижского суда Средних веков? «Ваша свобода заканчивается там, где начинается кончик моего носа». Так вульгарно сжатая свобода насильственно продолжается каннибализмом. Он и есть ее заступник.

Антропофагия есть самая радикальная антитеза свободы, ограниченной другим индивидом. «Если моя свобода заканчивается вами, я должен сделать все, чтобы вас не было». Причем вы не просто преодолеваете препятствие, но поглощаете его, делаете частью себя.

Как писал Бенджамин Франклин,

«Те, кто готовы пожертвовать насущной свободой ради малой толики временной безопасности, не достойны ни свободы, ни безопасности».

Стоит дополнить максиму американского политика: под свободой здесь понимается ваша свобода, а под безопасностью — безопасность вашего визави, который эту свободу ограничивает.

Парижский судья был совершенно прав: ваша свобода и впрямь заканчивается на кончике чужого носа. Важно сделать из этого правильный вывод. Филистеры сжимаются, чтобы не дай бог никого не задеть, не дать обнаружить себя в радарах чужих свобод. Но свобода не бывает чужой, она всегда только ваша. И то, что ее ограничивает, должно исчезнуть. Так мы приходим к каннибализму.

Сальвадор Дали любил кострец Адольфа Гитлера, Антонен Арто обожал сердца своих дочерей, Жак Риго находил великолепными водителей Роллс-Ройсов, Юлиус Эвола питался исключительно бедрышками молоденьких католичек, а Эмиль Чоран — гнилостно-сладким дымом румынских соотечественников.

Но кто все эти иностранцы? Неужели вы так и не поняли, что они — это и есть мы? Маруся Климова, Александр Дугин, Нестор Пилявский, Вадим Климов, Алексей Лапшин и сонмища прочих каннибалов, расчищающих дорогу своей свободе.