#13. Капитал


Вадим Климов
Удавка морали

Великолепный короткометражный фильм Киры Муратовой "Кукла" (2006). Тридцать две минуты упоения стилем, найденные на Youtube.

Фабула фильма такова. К рисующей в парке художнице приходит незнакомый мужчина, который долго донимает ее маловразумительной чепухой, пока наконец не выясняется, что он приятель ее бывшего мужа. Художница зла на супруга и считает его абсолютно невменяемым.

Однако незнакомец рассказывает, что бывший муж получил в наследство квартиру, которую незамедлительно продал, а деньги решил подарить ей. Незнакомец вручает пакет с деньгами. Охваченная неожиданным восторгом художница долго приходит в себя, ею завладевает счастье.

После того как художница и незнакомец прощаются, появляется бывший муж. Он интересуется, как все прошло. Затем признается другу, что в пакете лежали не настоящие деньги, а кукла – листы обычной бумаги с единственной настоящей банкнотой сверху.

Разведенный супруг, действительно, производит впечатление неуравновешенного человека и импульсивно объясняет свой поступок следующей теорией. Не важно, настоящие деньги получила художница или поддельные – главное, что на нее свалилось полтора часа окрыляющего экстаза. Причем задаром: никаких денег она не ждала. Поэтому и горевать, когда вскроется подделка, незачем – нельзя потерять то, чем никогда не владел.

Вопреки ожиданиям незнакомец не соглашается с другом. Как и художница, он считает его психом. И парирует абстрактные построения благодетеля собственными, зиждящимися на неустойчивом моральном каркасе.

Незнакомец объясняет неправоту друга от противного. Предлагает представить, что не у бывшей жены, а у самого благодетеля забрали деньги. Как он на это смотрит? Раздосадованный непонятливостью приятеля, благодетель возмущен.

Друзья ссорятся, и незнакомец объявляет благодетелю, что настоящие деньги, которые тот спрятал в тайник, он и передал художнице. А в тайнике оставил куклу, дабы воплотить идею о переносе утраты с жертвы на палача.

Бывший супруг уходит. В финальной сцене совестливый доброхот, его приятель, предстает в новом амплуа. Оказывается, художнице он тоже вручил куклу, а настоящие деньги оставил себе. И теперь собирается отправиться в путешествие.

Пошлое жонглирование финалами пытается опростить картину до второсортной плутовской жвачки. Но нас интересует другое. Многократное переворачивание ситуации, перекидывание ролей обманщика и обманутого выпукло демонстрирует сущность моральных построений.

Совестливый незнакомец, пытающийся переубедить друга моральным аспектом, сам оказывается вором. Причем самым натуральным, в отличие от невменяемого благодетеля, который фактически ничего не крадет. Даже наоборот: его самого можно назвать жертвой собственного умствования.

Кира Муратова выразительно демонстрирует, как "зло" прячется за самым удобным из прикрытий – моралью. Об этом уже немало написано и снято, об этом давно все осведомлены – и все равно при каждом удобном случае суют голову в удавку морали.