главная | журнал | участники | опустошение | каталог | купить | контакты


Презентация романа Сэмюэля Беккета «Уотт»

Москва :: арт-кластер А53 :: 4 марта в 19:00

Роман «Уотт» был написан во время Второй мировой войны, однако вышел он лишь в 1953 году, почти через десять лет после завершения. Сочетая писательские стратегии, характерные как для «ранней», так и для «поздней» прозы Беккета, «Уотт» образует своеобразный рубеж в его творчестве. Это последний объемный текст, написанный Беккетом на английском языке, стилистически во многом близкий к его довоенным произведениям. В то же время написанию «Уотта» предшествовал беспрецедентный для литературной деятельности Беккета перерыв — почти семилетнее молчание, и многие страницы романа открывают горизонт будущих языковых опытов.

В презентации приняли участие издатель Вадим Климов, переводчик Петр Молчанов и редактор Анатолий Рясов. Эта книга дала повод поговорить о литературном стиле Беккета, а также продемонстрировать несколько записей, позволяющих услышать фрагменты текстов в исполнении автора. Ранее публиковавшийся перевод романа издан в новой редакции, следующей недавно вышедшему выверенному изданию оригинала, и сопровожден комментариями.




Увы, ни одного фото с вечера не сохранилось, а видеозапись, сделанная членом художественного кооператива А53, погрязла в недрах несмонтированного брака. Оператор пал жертвой беспросветного беккетовского гения и отозвался о вечере так:

    Отсматриваю отснятое, не знаю, с какого боку подступиться и надо ли выжимать сок с огрызков. Мрачно очень все. Публика интересная, но на лицах скорбь и разочарование. Некоторые сидят в верхней одежде. Модераторы демонтстативно отстраненны. Анна утверждает, что так все это и должно быть, что это в вашей концепции. С этим не будем спорить, у нас просто другая концепция: развитие, поиск, открытость, искренность, прозрачность, отзывчивость. Несовпадение здесь по основным вещам. Остался тяжелый осадок, который проще, как мне кажется, выкинуть в корзину и забыть как недоразумение.


И все же видеозапись сделали, но на статичный телефон. Качество звука и видео не на высоте, но это и есть то, что удалось выжать из огрызков.



Напоследок доклад издателя Вадима Климова

Священники и сутенеры Сэмюэля Беккета

Сэмюэль Беккет, как известно, прожил ничем не примечательную жизнь, выплеснув весь свой гений на бумагу. Но есть и в его судьбе пара интересных моментов. Один давно всем известен: гуляя по злачным районам Парижа, Беккет наткнулся на сутенера, который от нечего делать пырнул его ножом. Писатель вышел из больницы и на допросе в полиции спросил сутенера, зачем он так поступил. Тот сказал, что не знает. Ответ сутенера так понравился абсурдисту, что он отозвал свое заявление, освободив тем самым преступника от ответственности.

Второй момент связан с участием Беккета во французском Сопротивлении. В их группу «Глория» затесался католический священник, оказавшийся агентом Гестапо. За вознаграждение священник писал на прихожан доносы и обещал выйти на след какой-нибудь группы Сопротивления. Священник снимал в Париже квартиру, где проводил ночи в компании местных проституток. Он мечтал разбогатеть. Пятьдесят из восьмидесяти участников «Глории» были арестованы и отправлены в концлагеря, где и погибли. Однако Беккету с супругой удалось бежать, иначе мы бы никогда не увидели его лучших вещей – «Трилогию», «Уотт» и пр.

Уверен, что именно эти два события, нож сутенера и знакомство со священником-ренегатом, определило характер творчества будущего нобелевского лауреата, а не дружба с Джеймсом Джойсом или увлечение прозой Симоны де Бовуар. Если в нашем мире было чуть больше таких священников и таких сутенеров, то и Бога не пришлось бы выдумывать. Мы жили бы в обществе выдающихся писателей. Да и сами были бы выдающимися личностями.