Антон Семикин
Без крови
Третий "Опустошитель" пал жертвой анемии
"Опустошитель" (журнал), №3 ("Анемия"), 2011
От сумасшествия через социопатию к анемии — при желании в темах трех номеров журнала
"Опустошитель" и их последовательности можно усмотреть определенные смысл
и закономерность. А можно и не усматривать. С "Опустошителем" всегда так:
и вынесенная в заглавие тема, и любые другие концептуальные трактовки, и
интерпретации имеют совершенно равные права на существование. Проще
говоря, может, это и в самом деле про анемию в самом широком смысле (безжизненность,
упадок, слабость, опустошенность, обескровленность), а может, и не очень,
зависит от того, под каким углом на это смотрит читатель. Так, во всяком
случае, кажется мне.
По-моему, с таким же успехом, что и анемию,
пресловутой "красной нитью" (что за отталкивающий штамп!) третьего номера
можно было бы счесть и отвращение. Оно всегда присутствует на страницах
журнала, но в этот раз составители "добавили" его в несколько больших
количествах, а возможно, мне это только кажется (говорю же, с этим
журналом никогда ни в чем нельзя быть уверенным, те "раскоординированность
и дезориентация", о которых мы писали применительно ко второму номеру, дают о
себе знать и в третьем).
Часть текстов транслируют авторское отвращение, а часть, очевидно,
вызовут его у читателя.
От каннибальских миниатюр Валерии Кабис (тухлое мясо, разбухающие
трупы, слепота, странные суицидальные оргии в духе Берроуза, разложение в
самом буквальном смысле слова) к странноватому переосмыслению детских
сказок-мультиков с лесными животными "в главных ролях" Станислава Курашева
(текст начинается с грубого "чмо", но скоро "выруливает" в нечто
пронзительно-таинственно-романтическое), к манифесту отчаяния "Жир",
принадлежащему перу автора по имени Арлекин.
"Жир", редкий в "Опустошителе" случай прямого, бескомпромиссного
авторского высказывания, вызывает отчетливые ассоциации с сартровской
"Тошнотой". Если вспомнить об анемии, то получается, что всю животворную
кровь из протагониста выкачали, и на него обрушился вынесенный в заглавие
отвратительный жир, который и погреб под собой раздавленного субъекта, не
способного уже ни на какое усилие.
Следует серия коротких абсурдистских рассказов Артема Филимонова,
каждый из которых завершается уходом главного героя, а также вновь
всплывает тема трупного разложения: "Мертвый полуразложившийся Витя плыл в
своей Еве, ни о чем не думая, и течение его несло из Москвы к морю...",
"Николай купил большой красный шарик и улетел на Луну…", "Гнилая Таня
сидела под деревом, глядя одним открытым глазом из-под панамы, и никто ее
так и не нашел…" и так далее.
Затем Вадим Климов, который, между нами говоря, и является главным
вдохновителем всего проекта. Его
довольно объемный текст потчует читателя уже привычным для тех, кто
читал этого автора прежде, коктейлем из мизантропии, предельной
некоммуникабельности, неприятных, болезненных сновидений и
раздражающе-бестолкового абсурда бессмысленного и невразумительного
человеческого существования.
На этот раз все эти темы находят выражение в отношениях, если их,
конечно, так можно назвать, протагониста со своим отцом.
"Карты" Маргариты Кривченко — переходы между сном и явью, еще более
бредовой, чем сон, вспышки агрессии, насилия и непристойностей. "С" Ники
Дубровой — загадочный, как и большинство вещей в журнале, рассказ о том,
как в одной не самой благополучной семье появился новый член —
снеговик.
Порция абсурдистской классики: текст Самюэля Беккета, одноименный
названию всего проекта, отрывок из произведения дадаиста Рихарда
Гюльзенбека и служащий ему логическим продолжением своего рода
микросборник "Дада в Кельне" — ценный подарок всем, кто интересуется
великим, ужасным и нелепым движением дадаизма.
Текст Роберта Чалдини носит замечательное
название "Причина смерти: неуверенность", которое вызывает смутные, как и
все здесь, ассоциации с очень многими из других "опустошительных"
произведений и отсылает нас — кстати, уже во
второй раз в истории журнала — к убийству Китти Дженовезе,
одному из знаковых событий для американского да, наверное, и мирового
осознания всей глубины отчуждения, равнодушия и бесчеловечности
современного общества.
Чалдини предлагает любопытную и остроумную психо-социальную трактовку
обстоятельств этой ставшей знаменитой трагедии.
И "31" — доза юмора от Вадима Климова.
Наконец, "Метафизика противостояния" — серьезный философский и даже
теологический текст Алексея Лапшина, который, после всего этого абсурда и
странноватого прихихикивания звучит настоящим набатом, глубоким и внятным,
и напоминает и о Мартине Хайдеггере, и о фундаментальном труде Гейдара
Джемаля "Ориентация — Север", и вообще обо всем этом пласте метафизики и
экзистенциализма.
Венчает все эту дадаистско-абсурдистскую симфонию своеобразный дневник
пациента Станислава Курашева, где в заглавии упомянут опять-таки очень
здесь характерный "поезд, который никуда не идет". По прочтении всего
номера журнала воистину можно почувствовать себя измотанным, опустошенным
и обескровленным. Тяжел и горек он, черный хлеб абсурда.
kasparov.ru
|