главная | журнал | участники | опустошение | каталог | купить | контакты


Лидия Панкратова
Второй Опустошитель

Ночь. Комната. Лампа. «Опустошитель». Типичная социопатическая картина.

Сквозной темой второго номера журнала стала социопатия – то ли неизлечимая болезнь, то ли редкое свойство характера, то ли дар небес. Быть таким, как Джеймс Бонд или Чарльз Буковски, оставаясь равнодушным к рекламе и другим приманкам общества потребления, или же бесстыдно обманывать всех подряд, пытаясь любым способом избежать ответственности? Кто такие социопаты – цвет общества или вредные социальные элементы? В значении этого термина разбираются Алексей Лапшин и Маргарита Кривченко.

Также в рубрике extremum читателя ждут еще два интересных текста, соседствующих друг с другом самым неожиданным образом. Известный психоаналитик Бруно Беттельхейм сухо и методично описал поведение заключенных в концлагере, основываясь на собственном опыте и своих наблюдениях. Жестокие наказания, чудовищные бытовые условия, унижения, многочисленные смерти – всё это оказывало влияние на реакцию людей, стремившихся любой ценой перейти в ранг «элиты» и добиться привилегий. Это мучительное повествование заслуживает пристального внимания, особенно сегодня, когда человек снова сталкивается с жесткой системой и навязыванием чужих правил. Пестрящий восклицательными знаками текст воронежского автора Андреа Часовски призывает смело нарушить всяческие нормы и моральные установки. Только в «Опустошителе» сначала вам расскажут про концлагерь, а на следующей странице опубликуют революционно-соблазнительный манифест, который вполне можно расхватать на цитаты!

Архив представлен несколькими откровенно социопатическими текстами Аполлинарии Туминой. Очаровательная смесь поп-культуры, научной фантастики и панковской эстетики позволяет взглянуть на окружающую действительность под новым углом.

Следует отметить, что всем без исключения текстам из второго номера «Опустошителя» присущи ироничность (в хорошем смысле) и редкая сегодня живость языка. Каждый автор обладает чувством юмора, за счет чего произведения совсем не кажутся тяжеловесными и унылыми. Кроме того, под обложкой журнала встречаются удивительные персонажи, от симпатичных алкоголиков из прозы Станислава Курашева до любопытных героев коротких рассказов Ники Дубровой и Олега Шинкаренко. В образе Любимчиковой, самой умной и заслуженной в мире пенсионерки из соответствующего раздела (персонажи), читатель может узнать свою соседку или даже родственницу: она пишет бесконечные заявления в госструктуры, потому что все вокруг планируют ее обворовать/отравить/убить/ и так далее.

В безупречном по стилю микроромане Вадима Климова встречаются герои с говорящими фамилиями, словно вышедшие из русской классики: месье Жлобель, миссис Сплюснутая, мадам Кашалот и другие. «Бесплатное питание на вокзалах» - это 37-главая крупная форма, в канву которой искусно вплетаются всё новые и новые детали, преображая и постепенно обогащая общий словесный узор.

«Заслуженным» социопатом второго «Опустошителя» является швейцарский поэт и прозаик Роберт Вальзер, попадавший в клинику для душевнобольных и страдавший от галлюцинаций. Вальзер некоторое время работал клерком и секретарем, поэтому его «Служащий» из рубрики мертвый текст во многом основан на личном опыте. Автор внимательно исследует жизнь простого человека и относится к нему с теплотой и симпатией.

В последнее время принято трубить о глубоком кризисе современной литературы. О каком кризисе может идти речь, когда у нас есть замечательный «Опустошитель»?!