#38. Дегуманизация


Александр Дугин
Третий тоталитаризм
(критика с позиции 4-й Политической Теории)

В политологии под концептом тоталитаризма понимаются режимы с коммунистической и фашистской идеологией, которые открыто провозглашают превосходство целого (класс, общество в коммунизме и социализме, Государства в фашизме, расы — в национал-социализме) над частным (индивидуумом). Им противопоставляется либеральная идеология, ставящая, напротив, часть (индивидуума) над целым (как бы это целое ни понимали). Поэтому либерализм противопоставляется тоталитаризму в целом, куда включается и коммунизм и фашизм. Сам термин "тоталитаризм", таким образом, обнаруживает свою связь именно с либеральной идеологией — ни коммунисты, ни фашисты с ним бы не согласились. Поэтому тот, кто произносит слово "тоталитаризм", является либералом, не зависимо от того, осознает ли он это или нет.

На первый взгляд, картина совершенно ясна и не оставляет места для каких бы то ни было двусмысленностей — коммунизм есть первый тоталитаризм, фашизм — второй. А либерализм есть антитеза тоталитаризма, так как отрицает целое и ставит выше него частное. Если мы здесь остановимся, то признаем, что в Новое время сложились только две тоталитарные идеологии — коммунизм (социализм) и фашизм (нацизм) со всеми их вариациями и нюансами. А либерализм, как еще одна политическая теория Нового времени, причем появившаяся раньше других и продержавшаяся дольше других, никак не может быть назван тоталитарным. И следовательно, выражение "третий тоталитаризм", предлагающее расширить номенклатуру тоталитарных идеологий, включив туда либерализм, лишено смысла.

Однако тематика "третьего тоталитаризма" вполне может появиться в контексте классической французской социологии (школа Дюркгейма) и философии Постмодерна. Социология Дюркгейма утверждает, что содержание сознания индивидуального полностью формируется на основании сознания коллективного. Иными словами, тоталитарна природа любого общества, в том числе индивидуалистического и либерального, и отменить это невозможно. Поэтому сам факт выдвижения индивидуума как высшей ценности и меры вещей (либерализм) есть проекция общества, то есть форма тоталитарного влияния, идеологической индукции. Индивидуум есть социальный концепт, сам человек, без общества, не знает, индивидуум он или нет, а также является ли индивидуализм высшей ценностью или нет. Индивидуум узнает о том, что он есть индивидуум, частное лицо только из общества, причем из такого, где либеральная идеология доминирует и выполняет функцию операционной среды. Таким образом, то, что отрицает реальность общественного и утверждает реальность индивидуального, само по себе имеет общественную природу. Поэтому либерализм есть тоталитарная идеология, настаивающая с помощью классических методов тоталитарной пропаганды на том, что индивидуум есть высшая инстанция. С этого начинается социологическая критика буржуазного общества, не с социалистической, а с социологической позиции, хотя часто во Франции и на Западе в целом социализм и социология сближались друг с другом почти до полного отождествления (например, в случае П. Бурдье). В этом смысле тоталитарный характер либерализма научно доказан, и термин "третий тоталитаризм" приобретает логичность и когерентность, переставая быть шокирующим парадоксом. Отсюда серия социологических концептов — таких как "одинокая толпа" (la foule solitaire — Д. Ризмана) и т.д. Либеральное общество, противопоставляя себя массовым обществам социализма и фашизма, в свою очередь, остается массовым, стандартизированным и стереотипизированным. Чем больше человек стремится быть необычным в контексте либеральных парадигм, тем более похожим на других он становится. Именно либерализм несет с собой стереотипизацию и униформизацию мира, уничтожение различий и дифференциалов.

С другой стороны заходит философия постмодернизма. В духе поиска радикальной имманентности, свойственной всему Модерну, постмодернисты ставят под вопрос фигуру индивидуума. С их точки зрения, индивидуум и есть синоним тоталитаризма, но только переведенного на микроуровень. Индивидуум — это микрототалитаризм, который проецирует аппарат подавления, на котором строится обычный тоталитаризм, на индивидуальный и субъиндивидуальный уровень. В духе фрейдизма объясняя рассудок как инструмент подавления и вытеснения, а также проекции, постмодернисты отождествляют разум с тоталитарным Государством, подавляющим свободу граждан и навязывающего им свою точку зрения. Индивидуум есть концепт, проекция тоталитарного общества подавления и насилия на более низкий уровень. Желания и творческие стремления индивидуума постоянно подавляются. И более того, постмодернисты выводят социальный тоталитаризм — фашизм и коммунизм — как раз из тоталитарной строго иерархической структуры разумного индивидуума. Поэтому и здесь понятие либерального тоталитаризма или "третьего тоталитаризма" приобретает смысл и становится вполне легитимным.

Итак, либерализм есть тоталитарная идеология, тоталитарно и насильственно, путем косвенных и прямых политических репрессий, образовательного прессинга и ожесточенной пропаганды, выдающая себя за не-тоталитарную, то есть скрывающая свою природу. Это научный факт. Третий тоталитаризм есть совершенно когерентный со всех точек зрения политологический концепт.

Четвертая Политическая Теория полностью принимает этот концепт, так как позволяет отчетливо увидеть то общее, что объединяет все три классические политические теории Нового времени: 1) либерализм, 2) коммунизм и 3) национализм (фашизм). Все они тоталитарны, хотя и тоталитарны по-разному. Точно так же в другом контексте, 4-я Политическая Теория (4ПТ) вскрывает расистский характер всех этих трех теорий — биологический расизм нацистов, классовый расизм (универсализм прогресса и евроцентризм) Маркса и цивилизационно-культурный и колониальный расизм либералов (эксплицитный до середины ХХ века — сублиминальный позднее — об этом подробно у Дж. Хобсона в "Евроцентристских концепциях в международной политике"). 4ПТ отвергает все типы тоталитаризма — и коммунистический, и фашистский, и либеральный. Третий тоталитаризм (либеральный) сегодня является самым опасным, так как он правит. Борьба с ним — основная задача.

4ПТ предлагает совершенно иное понимание и целого и части, нежели все типы политических идеологии Модерна. Это понимание можно назвать экзистенциалом Mit-sein. Но в таком экзистенциальном понимании присутствия (Dasein) нет ни атома (части, индивидуума), ни суммы индивидуумов (тотальности). Быть вместе — в 4ПТ значит, экзистируя, конституировать присутствие — живое присутствие перед лицом смерти. Мы вместе только тогда, когда перед нами смерть. Она всегда глубоко личная, и одновременно, в ней есть нечто всеобщее, нечто затрагивающее каждого. Поэтому надо говорить не о тоталитаризме (механическая концепция соотношения части и целого), но об органическом экзистенциальном холизме. И имя ему Народ. Dasein existiert völkisch. Против "третьего тоталитризма". За бытие-к-смерти. Mit-Sein. Мы — Народ.