#34. Апофения


Черный дубль озарения

Так называемое «понимание с полуслова» — явление не столь безобидное, как может показаться. Людям свойственно не только патологически усложнять действительность, но и упрощать ее до увечной кальки. Платоновский миф о пещере как раз об этом. Мы сидим в пещере и наблюдаем реальный мир посредством теней, отбрасываемых им на освещенную стену. Самого мира мы не видим.

Гейдар Джемаль осовременил Платона, переместив действие в кинотеатр. Все вроде бы смотрят один и тот же фильм, но лежащая на полу собака не воспринимает ничего, кроме мерцания световых пятен. Обычный зритель схватывает сюжет и немного эстетики. А киновед или культуролог уже могут рассмотреть фильм в контексте культуры и истории.

Три абсолютно разных взгляда на одно и то же. При этом собаке гораздо проще понять другую собаку с полуслова. Ведь чем слабее посыл, тем тривиальнее его передача.

Геометрия изучает пространства разной размерности. Пространства большей размерности не укладываются в пространства меньшей размерности — их можно только проецировать друг на друга, теряя значительную часть деталей. Однако если мы имеем дело не с континуальным набором элементов (например, с действительными числами), а с дискретным (например, с целыми числами), то, как бы причудливо мы их ни располагали, все их множество можно расположить на одной прямой, то есть такая совокупность — одномерна.

Здесь и сосредоточено коварство упрощения. Продемонстрируем его на примере шахмат. Есть доска 8х8 клеток. Всего 64 клетки. Фигуры ходят по-разному, но правила легко запомнить. А теперь представьте собаку, понимающую все с полуслова, которая выстраивает 64 клетки в одну линию, после чего правила передвижения фигур настолько усложняются, что игра в шахматы теряет всякое очарование. Это и есть редукция восприятия — под видом упрощения она невероятно усложняет ясный и стройный мир.

Когда кто-нибудь в этой вульгарной каше, вываленной в одну линию, начинает вдруг что-то понимать, это и называется апофенией. От настоящего озарения она отличается тем, что апофения — никуда не ведущий тупик, в который обычно нельзя никого с собой взять. Тупик одиночества и бессмысленности.

Однако уже август… В 2021 году «Опустошитель» заката лета посвящен апофении. Черным дублем озарения займутся Луис Бунюэль, Борис Поплавский, Станислав Игнацы Виткевич, Илья Кормильцев, Джосселин Годвин и примкнувшие. Плотный поток случайных, бесполезных слов и образов вдруг озарится светом понимания. Прикройте, на всякий случай, глаза хотя бы ладонью.