#28. Мизология


Дженезис Пи-Орридж: наперекор устоям

В современном мире модно противостоять общественным нормам, отвергать патриархальные ценности, а также указывать на язвы социума, которые приобрели более яркий характер в эпоху индустриализации. Одной из культовых фигур XX века, чья жизнь — это сплошной перформанс, является Дженезис Пи-Орридж (Нил Эндрю Мэгсон).

Творческая карьера Орриджа началась в Великобритании конца 60-х прошлого столетия в непростое время для этой страны (крах экономики, очередное обострение религиозных взглядов в Северной Ирландии, разрыв между буржуазно-аристократическим и рабочим классом). Уже тогда, в студенческие годы, проявлялась бунтарская натура Орриджа, когда юный Нил выпускал свой журнал Worm, посвящённый антисоциальным явлениям.

1969 год можно считать началом нового движения в искусстве, правда, не без отсылки к уже пройденному этапу. Орридж создаёт COUM Transmissions — музыкальный коллектив арт-перформанса, в который входят также Cosey Fanni Tutti и Spydeee Gasmantell. Члены группы искали вдохновение в дадаизме, художественно-философском движении начала ХХ века, состоявшее из художников, отвергавших логику, разум и эстетику современного капиталистического общества, вместо этого выражая бессмысленность, иррациональность и антибуржуазный протест в своих произведениях. Поэтому все творчество коллектива было направлено на провокационные радикальные действия с привлечением насилия, секса и оккультных обрядов с активной установкой на нарушение любых табу.

5 января 1971 года Нил Мэгсон официально сменил имя на Дженезис Пи-Орридж, что послужило большему привлечению внимания к группе со стороны СМИ. COUM давали интервью газетам и радиостанциям по всей стране, их приглашали в клубы, но из-за специфики их шоу как владельцы помещений, так и сами музыканты имели постоянные конфликты с представителями власти. В шокирующих перформансах часто использовались моча, кровь, сперма, рвота, членовредительство и половые акты. Проводились как уличные перформансы, так и галерейные. В первом случае целью часто бывала провокация насилия со стороны публики, члены группы несколько раз подвергались нападениям зрителей. В начале 70-х COUM Transmissions стали включать в выступления звуковые элементы: при помощи препарированного фортепьяно, сломанных скрипок и расстроенных гитар. Таким образом, каждое выступление сопровождалось звуками, извлекаемыми случайным образом из вышеупомянутых инструментов. Позднее звук и его восприятие стали одним из главных направлений группы: так, перформанс 1973 года заключался в игре металлическими предметами на инструментах, представлявших собой копии «Велосипедного колеса» Марселя Дюшана. Целью данной акции было изучение реакций публики на бессистемный металлический лязг и шум.

В том же году CT (COUM Transmissions) провели серию акций в самых крупных и престижных лондонских залах — Центре современного искусства и Академическом институте современного искусства. Перформансы группы становились все более радикальными и шокирующими. Во время одного из таких мероприятий Дженезис Пи-Орридж, покрытый всякими мерзостями, был распят на деревянном кресте. В руках у исполнителей были горящие факелы, а Кози пускала огонь из вагины.

К 1976 году группа набрала огромную популярность, только в Амстердаме на их перформанс пришло около двух тысяч человек. В том же году в Лондонском центре современного искусства состоялся самый известный, жутко скандальный и последний перформанс CT — Prostitution, на котором Кози выставляла себя как женщину, артистку, модель и проститутку.

Главными объектами действия представлялись фотографии из порнографических журналов, где Кози Фанни Тутти работала эдалт-моделью, а также использованные ею предметы гигиены. Для охраны были наняты трансвеститы, для провокации толпы и беспорядков пригласили несколько панк-групп. После этого эпатажного шоу Николас Фейрберн, член парламента от консерваторов, отзывался о группе как о «разрушителях цивилизации» и требовал отмены государственных дотаций художественным институциям, аргументируя тем, что «налогоплательщики поддерживают тех, кто открыто насмехается над ними». После скандала Coum Transmissions прекратили существование, но уже в том же году Орридж создал новую музыкальную группу Throbbing Gristle, которая просуществовала вплоть до 1982 года.

Принято считать, что появление именно этого коллектива открывает такой стиль как индастриал, чьим отцом-основателем является Орридж. Вообще, все творчество Throbbing Gristle было взращено на почве деятельности CT, так как именно тогда члены группы начали изучать влияние индустриализации на личность и человека в целом. Для звукоизвлечения Throbbing Gristle использовали кустарные аналоговые сэмплеры, состоявшие из нескольких кассет с зацикленными лентами, записи на которых воспроизводились с помощью подсоединенной однооктавной клавиатуры, а также сконструированные Картером (клавишником группы) инструменты под общим названием «гристлайзеры», позволявшие искажать и моделировать звук. Обычные инструменты вроде электрогитары и горна также использовались; но электрогитара задействовалась не для игры риффов, а для получения фидбэка и импровизации, с помощью горна случайным образом извлекался дрон. Никто из участников (кроме Картера) не владел инструментом и не собирался совершенствоваться в этом деле.

Шум, производимый Throbbing Gristle, позиционировался группой в качестве очищающего инструмента, призванного избавить слушателя от привычного понимания музыки как средства развлечения. Несмотря на то, что поле деятельности коллектива представляло собой в первую очередь аудиальные эксперименты, Throbbing Gristle дистанцировались от определения музыкальной группы и заявляли, что их работа полностью антимузыкальна, и звук является лишь одной из составляющих. Throbbing Gristle действительно производили огромное количество контента — печатной продукции вроде манифестов и эссе, графических материалов и визуального сопровождения к огромному количеству собственных выступлений.

«…TG были даже не арт-проектом, а журналистской работой — мы объясняли людям расклад сил в окружающем мире. Мы устраивали концерты по мотивам военных парадов, пытались вскрыть и сломать механизмы управления толпой, которыми пользуются те, кто толпой управляют; имя им во все времена одно — подонки. Будь то католическая церковь или парады в фашистской Германии. TG хотели говорить людям правду — причем именно ту правду, от которой либо отворачиваются, либо ненавидят. Когда нас стали признавать музыкальные критики, стало понятно, что проект закончен, и с тех пор он существует как старая игрушка, с которой мы не можем расстаться» — Фонтанка, 2012.

Однако поиски Пи-Орриджа не ограничиваются только музыкой и охватывают разные области человеческого мышления и сознания. Примером этих поисков является, например, создание религиозного сообщества «Храм Психической Юности», и его стремление стать пандрогином. Эти идеи разделяла его жена Леди Джей — они вместе внедрили себе грудные имплантаты.

Деятельность Пи-Орриджа на протяжении четырнадцати лет послужила толчком для развития экспериментальной музыки. В одном интервью музыкант сказал: »…если бы мне предложили выбрать между качественной песней и экспериментом, который вдохновит кого-то и сподвигнет на некую деятельность, то я, естественно, выберу второе. Меня — честное слово! — гораздо больше интересуют разные идеи и возможные их воплощения, нежели качество…»

По мнению Пи-Орриджа создание обоих коллективов — это невероятное стечение обстоятельств. Как бы сложилась судьба мировой музыки, если бы в одном месте и в одно время не встретились столь талантливые и столь «двинутые» на своем творчестве личности, способные на эксперименты?

Источник: редакция паблика Anamia.