#26. Прогресс


Артур Вафин, Ева Рапопорт
Ногти без волос: (по)пытка символического анализа

Согласно мифологии панк-ансамбля с элементами дворового шансона «Волосатые ногти», волосы и ногти в буддизме есть зло; ногти и волосы — самое отвратное из физического (ментальное не трогаем), что может быть в человеке. Лидер группы Михаил Зуйков вспоминает: «Первоначально я, ОТЕЦ МИХАИЛ (ЗУЙКОВ) планировал назвать этот проект «Волосатые Ноги», по песне, вошедшей в дебютный альбом. Но мой друг Александр МИХЕЛЬСОН, буддист с 15-летним стажем, предложил свою версию названия — ВОЛОСАТЫЕ НОГТИ — обосновав это так: “среди прочих достоинств, данный вариант имеет также глубочайший философско-мистический смысл: согласно тибетско-буддистской и даосской традициям, волосы и ногти — самые поганые части человеческого тела”»[1]. Сергей Леготин отмечает, что символизм волосатых ногтей предельно прозрачен[2]. В анализе могут помочь и Фрейд, и Юнг, а мы добавим, что и Лакан, Менегетти и Жюли Реше тут тоже многое могли бы сказать. «Ноготь растет на пальце, а последний — это психологический заместитель фаллоса, или, если выйти за рамки сексуальной инфантильности — Логос, основополагающий принцип, закон, по которому действует мужская природа. Конкретизирующее упоминание ногтя, опять же по Фрейду, инициирует образ головки penis`а, проще говоря — залупы, вызывающе обнаженной, не покрытой крайней плотью», — пишет Леготин.

Отметим, что буддийская философия негативного отношения к ногтям, предложенная Михельсоном, возможно, существует. Однако практика жизни показывает, что, к примеру, тайские буддисты, то есть те, кто принадлежат к традиции Теравады, никакого принципиального отвращения к ногтям и волосам не испытывают. В данной традиции имеется медитативная практика, направленная на освобождение от всего иллюзорного, которая предполагает представлять себя без пяти наиболее внешних «частей тела»: волос на теле и голове, ногтей, зубов и вообще кожи. Это самые внешние части тела, их отсутствие (или свершившееся разложение) представить легче всего. Хотя есть и варианты медитации на отсутствие внутренних органов...

В нашем опусе волосы из ногтей будут вырваны с корнем. Во-первых, мы делаем это по соображению экономии. Проблематика волос настолько обширна, что буквально может покрыть, если не закрыть, ногтевую тему. Во-вторых, исследование волос и ногтей должно проходить не в синтезе, а в разложении, без соподчинения одного феномена другому.

Приступим. К ногтям!

В современной литературе проблематика ногтей известна и раскрыта. Еще классик русского необарокко Венедикт Ерофеев писал о пользе, правда, не ногтей, а лака для них, в приготовлении легендарной «Слезы комсомолки». Ногти в русской литературе сакральны. Сакральны — значит амбивалентны. Ногти могут быть отвратительны, но volens nolens ты ими заворожен(а), ты преклоняешься перед ними. Сакральность производных эпидермиса блистательно описана в «Ногтях» певца и прозаика Михаила Елизарова. Так блистательно, что повесть понравилась даже Владимиру Богомякову[3]. Один из героев «Ногтей» — это юный шаман Бахатов, который как гаруспик сплевывал на газету десять прозрачных полумесяцев «и, в зависимости от того, как легли ногти, делал выводы о будущем. Под влиянием ногтей информация, напечатанная в газете, трансформировалась в предсказание, Бахатов получал программу поведения на следующий месяц»[4]. Как считает писатель и художник Владимир Сорокин, явно отсылая всех нас к мудрости Жоржа Батая, палец, но не просто палец, а палец, ноготь которого поражен грибком[5], — такой палец любви не помеха[6]. Не просто отвратный ноготь, но ноготь уродливый, грибковый, вдвойне сакральный — он тоже может быть любим. И жизнь наша — тому подтверждение.

К обычному, не тронутому болезнью, ногтю Сорокин относится критически. Здоровый ноготь — воплощение тоталитаризма. Сорокин вспоминает: «Столько дичи вокруг. Мы были с женой в Переславле. Было жаркое, пыльное лето. Там на территории монастыря стоял храм, где венчали. Из этого храма выкатила бандитская бригада, человек пятнадцать с ежиками на головах — все в смокингах и с бабочками. Только на ногах у них были ковбойские сапоги. Жених нес на руках невесту, и я увидел его левую руку, пухлую руку потомственного крестьянина: на мизинце рос вот такой ноготь. Это блатная традиция, это идет еще с довоенных сталинских лагерей. Блатные отпускали себе там ноготь, и это показывало, что он не работает. А вообще это из Китая: у китайских чиновников тоже были такие ногти, они даже чехлы на них костяные надевали. Это показывало ранг. Я думаю, ноготь попал в сталинские лагеря из Китая через Дальний Восток — и потом в Переславль»[7]. По сей день в Индонезии длинный ноготь на мизинце у мужчин демонстрирует непричастность к физическому труду. Длинные ногти нередко встречаются у таксистов.

***

Женщины любят свои ногти. Да, они не гадают по ним, как Бахатов (для гаданий у них есть кофейная гуща, Таро и метафорические ассоциативные карты), но для них, женщин с ногтями, для женщин, следящих за ногтями, — ногти — это священное… Священное, покрытое лаком.

Что же скрывается за ногтями в символическом смысле? Подсказки нам дают названия работы с ногтями в салонах красоты.

Аппаратный маникюр. Маникюр с французского означает ухаживание за руками. Аппаратный маникюр следует интерпретировать в духе идеологических аппаратов Луи Альтюссера. Таким образом, руки, вернее, ногти, порождаемые аппаратным маникюром, могут быть семейными, школьными, властными и жгуче-красными. Небезынтересна встреча Альтюссера с Востоком в мире онихологии, когда возникают рассуждения о том, как делать правильный аппаратный маникюр по фен-шуй, граничащие с конфуцианской идеей покорности: мизинец — младший брат, большой палец — старший брат и т.д.; каждый знает свое место и свой цвет.

Биогель-лак. Произнесите вслух «биогельлак» и вы услышите «Гегель». И будете правы.

Покрытие ногтей шеллаком. Шеллак — это смола, которую извергают из себя насекомые-червецы, существа, похожие на скатоподобных чудовищ из к/ф «Чужие». Шеллак — это монструозная защита ногтей для прорыва ментальных карт.

Маникюр Deluxe. Когда-то немецкий социолог Роберт Михельс проанализировал милую его сердцу социалистическую партию; проанализировал до такой степени, что сделал неутешительный для себя (и многих левых) вывод: в каждой организации, даже в самой социалистической (и анархистской), всегда есть угнетающие и угнетенные. Так Михельс изобрел железный закон олигархии. Так Михельс из немца стал итальянцем, из Роберта Роберто, из социалиста fascista. Если вы за Deluxe, выбирайте Роберто!

У каждого маникюра своя идентичность и национальность (Deluxe — это мета-нация, потому что «над-»): французский классический маникюр с обрезанием кутикулы, европейский маникюр без обрезания, американский маникюр (длинные ногти с округлой формой), горячий и модный маникюры, СПА маникюр с элементами талласо— и танатотерапии.

Маникюр рекомендован экспертами людям со слоящимися ногтями, ребристыми, поврежденными, сухокожными, с пятнами, неприятными на ощупь в целом, с запахом, бликами.

Педикюр. Ключевое здесь — большой палец ноги (см. об этом у Батая). Он ужасен и прекрасен одновременно. С ним что-то не так. Не поэтому ли работать с ним так сложно каждому педикюрнику?

Дизайн ногтей. Дизайн по конструктивизму, футуризму, дадаизму, бабахасу и лайбахасу с применением метода future craft, открытого Карло Ратти, Мэтью Клоделом, Переслегиным и Щедровицким.

Меховые ногти. Сегодня это модно. Самый главный бьюти-тренд. Во время создания ногтей нейл-мастер напевает песни группы «Волосатые ногти».

Криохирургический метод. Ногти можно подпиливать, выпиливать, вытачивать и запиливать; полировать тоже можно. Можно. Можно многое, но мощнее всего криохирургический метод. Философия трансгуманизма утверждает, что человек должен жить вечно. Замороженный в специальных камерах вечный человек должен иметь красивые ногти. Красивые трансгуманные ногти улучшают качество жизни человека, восстанавливают трудоспособность, дают положительный косметический эффект.

Криохирургический метод отдаляет нас и ногти от символизма. Мы близимся к рационализму.

Рационалистический взгляд лишает ногти тайны. Этот взгляд низводит ногти к животному и дикости, о чем написал в рассказе от первого лица Владимир Кантор[8]:

— Вы же помните, он (один из героев рассказа, неважно — авт.) всегда говорил, что нужно начинать с себя. Он и начал. Писал, писал, а потом решил сам стать примером. Я как-то с работы прихожу, а он весь в крови без сознания на кухне. Я к нему побежала и обо что-то запнулась. — Она снова вздрогнула и поежилась.

<…>

— Да, запнулась, — повторила она и стала вытирать глаза рукой, но не заплакала.— А под ногой кончик его большого пальца с правой руки. Он себе сам все кончики пальцев обрубил, чтоб с ногтями покончить. Никто его не слушал. Вот он и решил сам доказать. Топором всё сделал. Топор-то я потом заметила. И ведь никогда им не пользовались! Особенно Сева. Это про него можно было сказать, что он с двумя левыми руками. Ничего не умел делать. Как сил-то у него хватило левой рукой с обрубленными пальцами удержать топор и на правой все пальцы отсечь. Залечили ему кое-как. Но ничего не может делать. А может, и не хочет. Не бреется, шнурков сам себе не завяжет. И на меня обижен, что я так же не сделала, что вроде я ему и не верная жена. А кто бы тогда обед ему готовил, в квартире прибирался, его бы обихаживал?.. — оправдывалась она.

Мораль. Не рубите пальцы. Не ломайте руки и ноги. Не рвите волосы на своей голове и голове чужого. Не вырывайте ногти. Берегите друг друга. Любите друг друга.

Мир есть любовь.

Дополнительные материалы
к сведению и размышлению

Длинные ногти — это уже, в общем-то, когти. Но какие это ногти, длинные дикорастущие или же обработанные, сознательно удлиненные? В любом случае, налицо проявление демонического и звериного. Нечисть всегда и у всех с когтями. А в балийской культуре, например, принято даже зубы подпиливать, потому что человеческое и культурное — это хорошо, а проявления хоть немного звериного в человеке — плохо. В общем-то, и в западной культуре длинные ногти, как элемент женской сексуальности — это тоже про животное и демоническое, учитывая, что женщин постоянно подозревали в занятиях колдовством (до викторианской эпохи) и разнузданности.

Ох уж эта разнузданность! Делез стучит коготочками по столу. Марлон Брандо больше не танцует танго, он становится равным женщине, бесконечно повторяя одну из самых нежных сцен в мире кинематографа.

Нежнее только любовь идиотов фон Триера.

Мир есть любовь.




[1] Сайт коллектива «Волосатые ногти»:.

[2] ВОЛОСАТЫЕ НОГТИ. КОМПЛЕКСЫ: мифографическая памятка (с картинками). Ишим: Самиздат.

[3] Богомяков В. Лаборатория бытийной ориентации #47. Всего лишь ногти.

[4] Елизаров М. Ногти. М.: Ad Marginem, 2001. С. 69.

[5] Тут Сорокин явно сложнее Батая.

[6] См. интервью Сорокина журналу «Harper’s Bazaar»:.

[7] См. интервью Сорокина журналу «Esquire»:.

[8] Кантор В. Ногти.

http://magazines.russ.ru/october/2002/2/kant.html.