#26. Прогресс


Кладезь человеческого благоразумия
от Черепахи Зенона до барона Канильи

Черепаха Ахиллесу

-490 :: -430

Осталось совсем немного…



Библия. Послание к фессалоникийцам

5 :: 64

Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест.



Уильям Блейк

1757 :: 1827

Лучше убить дитя в колыбели,

чем сдерживать буйные страсти.



Иоганн Вольфганг Гете

1749 :: 1832

Добровольная зависимость — самое прекрасное состояние.

 

Ничего не потеряно, пока не потеряно все.



Василий Кандинский

в переложении Альберто Моравиа

1866 :: 1944

Пустой холст. На пер­вый взгляд действительно пустой, безмолвный, безучаст­ный. Словно бы оглушенный. На самом деле вибрирую­щий внутренним напряжением, кричащий тысячью не­слышных голосов, исполненный затаенного ожидания. Немного испуганный, потому что он может подвергнуться насилию. Но послушный. Он охотно исполняет все, что от него требуют, и молит только о снисхождении. Он может привести ко всему, но не все может вынести. Он восхити­телен, пустой холст, он прекраснее многих картин…



Рене Домаль

1908 :: 1944

Производители бесполезных речей делятся на три основных клана: Поэхты, Хироманисты и Крытики. В переводе на французский эти названия означают соответственно: «лгущие ритмично», «торгующие химерами» и «подбирающие крохи».



Адольф Гитлер

1889 :: 1945

Вы любите не меня, а мои недостатки.



Курт Швиттерс

1887 :: 1948

Все, что я нахаркаю, все это будет искусство,

ибо я художник.



Луи-Фердинанд Селин

друг животных

1894 :: 1961

Арийцы, говорите каждому еврею, что, окажись он на вашем месте, он и сам стал бы нацистом, это 100%.



Илья Эренбург

1891 :: 1967

Газета поместила фотографию молоденькой женщины в лохмотьях с грудным младенцем. Подпись: «Эта женщина утверждает, что она три дня ничего не ела и что ей негде спать. Что должен сделать настоящий „Человек“, увидев ее?» Ответы были весьма разнообразны и всесторонни: «Озаботиться нравственным воспитанием молоденьких девушек», «Очистить наши улицы от бродяг», «Подвергнуть ее медицинскому освидетельствованию», «Испытать, сколько она еще сможет прожить при подобных условиях», «Свергнуть кабинет министров», «Передать миру в стихах или, в случае неумения, в прозе, ее муки». Премию получил наиболее распространенный (13.426) ответ: «Сказать ей: стыдитесь! Вы молодая женщина и должны работать». Как курьез, газета отмечала получившее всего один голос пожелание: «Свести ее в ясли и на государственный счет один раз накормить».



Анна Каван

1901 :: 1968

Но к кому обращаться, если не знаешь, где отыскать судью? Как надеяться, что докажешь свою невиновность, когда нельзя узнать, в чем тебя обвиняют? Нет, для таких людей, как мы, справедливости нет, нам остается одно: отважно страдать и тем самым посрамить наших мучителей.



Макс Брод

в изложении Элиаса Канетти

1884 :: 1968

Письма Кафки свидетельствуют о глубоком внутреннем покое, он счастлив в своем несчастье.



Юлиус Эвола

в иллюстрациях Шарли Эбдо

1898 :: 1974

Говорят, что фашизм погубил итальянцев. Я осмелюсь сказать противоположное (оставляя в стороне военные вопросы): именно итальянцы погубили фашизм — в том смысле, что Италия оказалась бессильна предоставить фашизму человеческий материал, способный и достойный адекватно развить его высшие возможности и нейтрализовать отрицательные — и здесь, естественно, я говорю не только об области культуры.



Ханна Арендт

1906 :: 1975

Следствием этого было то, что философия, которая со времен Платона мыслила исключительно в понятиях, утратила теперь свою веру в понятия; и с тех пор философам никогда до конца не удавалось избавиться от чувства вины, которое они испытывали, занимаясь философией.



Герберт Маркузе

1898 :: 1979

Такое управление обществом стимулирует неутолимую потребность в производстве и потреблении отходов, потребность в отупляющей работе там, где в ней больше нет реальной необходимости, потребность в релаксации, смягчающей и продлевающей это отупление, потребность в поддержании таких обманчивых прав и свобод, как свободная конкуренция при регулируемых ценах, свободная пресса, подвергающая цензуре самое себя, свободный выбор между равноценными торговыми марками и ничтожной товарной мелочью при глобальном наступлении на потребителя.



Ролан Барт

1915 :: 1980

Автор мертв, а я еще нет.



Итало Кальвино

1923 :: 1985

Ясно, что сегодня мы живем не в мире чудаков, а среди людей, лишенных самой элементарной индивидуальности, настолько их человеческое начало сводится к абстрактной сумме заранее установленных правил поведения. Сегодня вопрос заключается не просто в частичной утрате самих себя, а в утрате полной, в абсолютном несуществовании.



Герард Реве

1923 :: 2006

Бог дается нам даром, вселенная — даром, и жизнь тоже ничего не стоит, но, похоже, что все это не в коня корм, из-за брюзгливого характера или врожденного недовольства.



Жан Бодрийяр

1929 :: 2007

Ситуационистская утопия эквивалентности искусства и жизни была, по сути, террористической: террористична в ней эта крайняя точка, когда радикальность художественного перформанса или идеи передается через сами вещи, через автоматическое письмо реальности, согласно поэтической проекции ситуации. Но если искусство могло только мечтать о том, чтобы стать таким материальным событием, которое поглощает любую возможную репрезентацию, и всегда было очень далеко от этого, то уничтожение башен [нью-йоркских башен-близнецов 11 сентября 2001 года] просто таким событием является — и ничто из порядка воображения или репрезентации не может сегодня сравниться или соизмериться с ним.

 



Раймон Федерман

1928 :: 2009

поэты знают что человек
страдает оттого что страдает недостаточно



Стивен Хокинг

1942 :: 2018

А мы все куда-то бежим, торопимся, суетимся… когда нужно просто подставлять шею под очередной орден.



Мишель Уэльбек

1956 :: 2019

...и чем мог заинтересовать девственниц в парандже этот человекоебивый, как он сам себя называл, Жан Лоррен, мерзкий педик к тому же? Их папаши вообще в курсе, чему они тут учатся? Или с литературы взятки гладки?



Владимир Сорокин

1955 :: 2025

Женщинам наиболее естественна поэзия. Проза для них неподъемный груз. Женщины-прозаики напоминают несчастных существ женского пола, долбящих ломами рельсы. В сущности, пока еще ни одна из женщин в прозе не достигла мировых вершин. Влагалище мешает — женщина творец по природе. Но никто из женщин не решился зашить влагалище в пользу прозы. А жаль.



Диего Марадона

1960 :: 2030

Если кокаин наркотик, то я наркоман.



Опустошитель

2010 :: 2043

А давайте поиграем в презентацию «Опустошителя». Вот вы… ложитесь здесь, а вы стойте там. Нет, неправильно. Наоборот. Снимите эту кепку. Снимайте-снимайте. Решительнее. Снимайте прямо с головой, раз зацепилось. А вы что приуныли? Садитесь на шпагат. Или, знаете, лучше прыгайте в окно. Только быстрее. Чуточку алкоголя. Где наш Jim Beam? Вы лично — ответственны за прямые поставки. Убейтесь, а сделайте так, чтобы я больше не произносил это название. Кто-нибудь хочет прочитать стихотворение? Нет? Ну слава богу. Спектакль начинается.



Ален де Бенуа

1943 :: 2045

Идея прогресса дала серьезную трещину. Никто уже больше не верит в то, что материальный прогресс делает человека лучше, а прогресс, достигнутый в одной области, автоматически перекидывается на другие. В «обществе риска» (Ульрих Бек) прогресс проявляет себя амбивалентно. Уже признается, что за те преимущества, которые он дает, приходится платить дорогой ценой. Дикая урбанизация породила многие социальные патологии, а промышленная модернизация вызвала беспрецедентную деградацию естественной жизни. Массивное разрушение окружающей среды дало начало многочисленным экологическим движениям. Они были первыми, кто усомнился в однозначности прогресса. Безграничное развитие технической науки поставило вопрос о своих целях. Прогресс наук уже не воспринимается как нечто, приносящее человечеству безусловное благо. Само знание, как видно из дебатов, которые были вызваны появлением биотехнологий, воспринимается как источник угроз. Все более и более широкие слои населения понимают, что оно не является синонимом лучшего. Они начинают проводить различие между «иметь» и «быть», между материальным благополучием и счастьем в собственном смысле этого слова.



Барон Канильи

из предсмертного

1982 :: 2061

На что мне их чахоточная свобода? Я не раскрепощаюсь из-за раскрепощения других. Другие — это всегда твои ограничения. Так какого черта мне ратовать за их свободу?