#20. Каннибализм


Маруся Климова
Под знаком Барана

В самолете в Стокгольм вчера подумала, что, наверняка, до сих пор путала бы Швецию со Швейцарией, если бы не Стриндберг. Все-таки, он придал этой стране некоторый специфический колорит. Бергман, и кто там еще, уже не так важны.

Нациям, в принципе, достаточно, одного гения, чтобы представители других народов не видели в них умственно отсталых. Стриндберг помучился немного, пострадал от непонимания окружающих, зато остальные теперь могут жить в свое удовольствие и принимать туристов. Больше им и делать-то особенно ничего не надо. У норвежцев был Гамсун, и даже у датчан, хотя Селин и сомневался в их способностях, имеется Кьеркегор. Вот финнов до сих пор все считают тупыми, им повезло меньше.

***

Из окна комнаты, где я на время поселилась, прекрасный вид на море. Сегодня оно было слегка подернуто туманом. Это, в сущности, все, о чем я всегда мечтала: вставать по утрам и видеть вдали бескрайние водные просторы.

Даже человеческая жизнь кажется не такой уродливой, когда думаешь, что она подобна океану. А как представишь, что океан похож на жизнь, сразу все его очарование куда-то улетучивается.

Так и в литературе: бывает, люди пишут про одно и то же, и практически теми же словами, но совершенно по-разному. Вот этим романтики, вроде меня, и отличаются от реалистов.

***

С детства привыкла слышать о вырождении аристократии. Чехов, в частности, подробно описал этот феномен в «Вишневом саду», Гончаров, опять-таки, в «Обломове». Обычно такой процесс преподносится как нечто само собой разумеющееся: один класс себя полностью исчерпал, выполнил свою историческую миссию, и теперь ему на смену приходит следующий. Буржуазия скупает родовые имения дворянства, а затем бодрые пролетарии все у них забирают и отдают государству. Сторонники прогресса предполагают, будто цивилизация и должна развиваться именно в таком направлении, от чахлого к сильному, грубому и здоровому.

Однако, если оглянуться вокруг и внимательно всмотреться в тех, у кого сейчас бабки и власть ? ну, кто пришел на смену рабочим и крестьянам ? то, честно говоря, довольно сложно себе представить, куда им еще вырождаться. В какую сторону? Дальше, по-моему, уже некуда.

Не говоря уже, что я вообще не понимаю, чем плохо, когда люди становятся более утонченными, как это произошло в свое время с той же аристократией. Такие болезненного вида бледные и изящные существа, на мой взгляд, куда привлекательней грубых и неотесанных феодалов, какие жили в Средние века.

Если уж на то пошло, то в природе все деревья и кусты тоже сначала появляются в виде ростков, трансформируются в стволы, обрастают корой, а потом постепенно развиваются в сторону более тонких и слабых на вид веточек, листиков и цветов. То есть это вполне естественный процесс.

И люди, мне кажется, появляются на свет вовсе не для того, чтобы после тупо умереть, а именно с целью «выродиться», в хорошем смысле этого слова. Со временем становясь совсем тонкими и практически невидимыми для глаз, превратившись в те же стихи или же другие тексты, картины и музыку, в такой легкий дымок, который потом рассеивает ветер. Вырождение — это цель человеческого бытия, я бы даже так сказала.

Поэтому, несмотря на то что сегодня опять пошли разговоры о приближении некого Нового Средневековья, когда во всем мире начнут заправлять личности, похожие на пеньки, как это, в частности, и происходило в России на протяжении последних ста лет, я сама себя ощущаю человеком исключительно эпохи Вырождения, которая в самом ближайшем будущем, надеюсь, наконец, и наступит.

***

Шведы такие все уравновешенные, флегматичные, в местных магазинах полная тишина, никто не орет и не дергается, как это часто бывает во Франции. Русские, в принципе, тоже достаточно спокойные, на бытовом уровне, во всяком случае. Когда прилетаешь в Петербург из Парижа, то в первый момент кажется, что вроде даже и ничего...

Навела тут справки. Оказывается, Стриндберг даже и в психушке ни разу не сидел, а это его просто задним числом назвали сумасшедшим всякие досужие философы и психоаналитики.

Вот так всегда и бывает. Если человек мирный, никого не трогает, то его потом объявляют ненормальным. А когда писатель при жизни пугает окружающих, как тот же Селин, например, то его исследователи доказывают, какой он был хороший и добрый. Задача ученых заключается в том, чтобы сказать что-то новое и необычное об объекте своего исследования, иначе их диссертация не будет представлять никакой ценности, и ее не засчитают. Все знают, что на Луне жизни нет, поэтому Нобелевскую премию может получить только тот, кто обнаружит там какой-нибудь микроб. Так и в литературоведении. Это же понятно.

Всего не предусмотришь, конечно. Но, может, мне тоже сделать что-нибудь гуманное, принести пользу людям? Не хотелось бы запечатлеться в глазах потомков в качестве добрячка.

***

Вчера, когда проходила по берегу, увидела лебедей. Один приплыл ко мне, заметил, что я его фотографирую, и стал позировать, даже крылья развернул. Настоящий красавец: огромный, белоснежный, с ярко-красным клювом, я таких еще не видела, в Цюрихе по сравнению с ним были какие-то задроты.

А сегодня там же на мостках обнаружила двух типов восточного вида: один низенький, в обвисших трениках и резиновых тапках на босу ногу, а второй повыше, в сильно обтягивающих пышный зад джинсах и остроносых туфлях — мне казалось, таких уже никто не носит. И лебедь тоже неподалёку доверчиво плавает. Я сначала подумала, что они хотят его поймать и съесть, но подошла поближе, а это они ему крошки кидают. Видимо, решили откормить получше и потом уже сожрать. Понятно. Ничего другого я от них и не ожидала.

Хорошо еще, что природа наделила всех этих мусульман такой внешностью, за километр видно: черные глаза, брови, волосы, всегда можно заранее перейти на другую сторону. Я бы на их месте красилась в блонд или в рыжий. Из них только Фредди Меркьюри, по-моему, более-менее прилично выглядел.

Кстати, здесь в центре заведение под названием Кебаб вообще пустое. Рядом в кафе люди жрут, веселятся, играет музыка, а там — тишина. И только хозяин, лысый хачик, опять же, сидит в одиночестве за столом и грустно смотрит на прохожих.

***

Взяла с собой «Libera me» Франсуа Жибо и листаю по утрам: «Император, зная о моем звании во французской армии, в которой он достиг лишь чина капитана, всегда называл меня «мой полковник»«… Оказывается, у императора Бокассы было тридцать девять детей, и всех он благородно признал. Два десятка его жен, соответственно, были редкими красавицами. А когда случилось восстание, то он спокойно, не сгибаясь, шел под градом пуль навстречу бунтовщикам. Что вынудило даже его противников признать в нем сверхчеловека. Кроме того, суд оправдал его по обвинению в каннибализме, так как ни один из случаев так и не был доказан. Правда, его все равно приговорили к смерти за гибель семнадцати, опять-таки, детей в какой-то тюрьме во время его правления, хотя на самом деле он ничего не знал о судьбе этих несчастных…

Возможно, все это и так. Но если представить, что Бокасса действительно не ел людей, то его образ многое теряет в глазах потомков. Я бы эту деталь оставила, будь моя воля. С другой стороны, жизнь любого выдающегося индивида чем-то напоминает стихи. Достаточно просто упоминания какого-нибудь впечатляющего факта, типа людоедства, и тот, подобно яркому необычному образу или же редкой изысканной рифме, навечно украшает его биографию. А что там было в реальности, все эти уточнения и свидетельства очевидцев не так уж и важны. Жиля де Рэ тоже в начале 90-х во Франции оправдали. Но какое это теперь имеет значение? Сам повторный процесс по его реабилитации просто позволил современным людям познакомиться с подробностями ужасных преступлений и погрузиться в мир поэзии.

***

Одно из самых приятных состояний — быть иностранкой, чувствовать себя чужой среди людей. А хуже всего ? среди родственников и в кругу семьи. Достаточно послушать эмигрантские песни: они самые красивые. Видно, что те, кто их сочинял, ловили кайф от своего положения, обреченности, одиночества, никому ненужности, разлуки с теми же родственниками, опять-таки... В других обстоятельствах они, скорее всего, в подобных чувствах себе и не признались бы. А тут все удачно так сложилось: можно петь, плясать под видом тоски по родине и оттягиваться на полную катушку.

***

Неприятно, конечно, сознавать, что ты должна тупо восхищаться, когда подходишь к морю. Но объективности ради следует признать: в образе волн, которые пенятся и накатывают на камни, действительно, есть что-то притягательное. Даже их шум вселяет уверенность. Особенно мне нравится, когда штормит. Хотя в обычных условиях, в черте города или на даче, ветер, скорее, нервирует, а не успокаивает.

Вряд ли обыватели способны по-настоящему оценить такие нюансы, хотя они и посещают пляжи, греются на солнышке и пялятся на горизонт. Если люди не понимают и не замечают прекрасное в других его проявлениях, в том же искусстве, в частности, то с какой стати им вдруг стал интересен вид на море? Что-то мне в такое не верится.

Но пусть хвалят, что угодно, мне, в сущности, все равно. Не могу же я наезжать на каждое явление, о котором благосклонно отозвались какие-нибудь имбицилы. Мне на их мнение во всех смыслах глубоко плевать. Раздражает только, что они своим присутствием способны испортить любой пейзаж. Считается, что уроды существуют, чтобы оттенять красоту. Но это не так. Одно дело, когда дамы берут с собой на бал милых обезьянок, а я говорю о противности абсолютно иного порядка. Здесь, к счастью, когда я гуляю, на побережье совсем пустынно. К тому же, сейчас не сезон. Я специально выбрала такое время, чтобы сюда приехать.

Самые гениальные поэты практически беззащитны перед толпой. Как только большая часть человечества начинает им поклоняться, они гибнут, превращаются в прах и окончательно исчезают. И то, что море, вопреки всеобщему размазыванию соплей на свой счет, все еще до сих пор сохранило привлекательность, обнадеживает. У него есть чему поучиться. Дебилы с детишками притащились на курорт, вскарабкались на прибрежную скалу и уставились на закат, а оно на них ? цунами. Обычно именно человеческие массы выступают в качестве такой всеразрушающей силы, а тут все наоборот: красота торжествует над убожеством. Я как раз здесь вчера видела в местной церкви табличку в память о разбушевавшийся стихии десять лет назад где-то в Индийском океане, по-моему, когда в числе жертв оказались и несколько жителей этого шведского острова.

***

Забралась сегодня на гору, точнее на нечто вроде скалы. Тут не Альпы, разумеется, но наверху мне все равно стало немного не по себе. Раньше я совершенно не боялась высоты, однако в последнее время все изменилось. В какой-то момент даже захотелось опуститься на четыре кости, однако я справилась и мужественно слезла вниз на двух конечностях. Зато вид сверху открывается прекраснейший, и погода сегодня отличная, целый день светило солнце.

Людей в окрестностях практически нет ? одни поля, разрозненные деревья и море вдалеке. Если здесь надолго поселиться, то где-то через пару месяцев придется переквалифицироваться в мариниста, видимо, и, вместо наблюдений за диалектикой души всяких придурков, запечатлевать на бумаге, как море меняет свой цвет по утрам, а потом у него портится настроение, оно хмурится типа, и прочие ценные метеорологические наблюдения с глубоким философским подтекстом. Или же сосредоточиться на растительности, которая, правда, здесь достаточно жидкая.

Был, помню, в советские времена такой писатель Бианки. Все остальные его собратья по перу тогда должны были регулярно издавать что-нибудь про колхозы, рабочих, партию и покорение целины, а он описывал, как березка листики распустила, дубок подрос, а на кусте акации появились первые цветочки, и зайчики прискакали на полянку. И все это предназначалось для детей дошкольного возраста, по-моему. То есть ответственности никакой, душой кривить не надо, совесть чиста, спишь спокойно, а квартира, дача и прочие привилегии у него, наверняка, были точно такие же, как и у других членов СП. Умеют же люди устроиться. Можно только позавидовать!

***

Говорят «море шумит». Но это неправильно, я считаю. Шум однообразен и утомителен. Вот советские поэты, к примеру, не писали стихи, а просто шумели. И практически по любому поводу.

Или же фраза «смертью смерть поправ». Разве это не пустое сотрясение воздуха? С этой точки зрения забавно, конечно, что в первой строке книги, для которой она является одной из ключевых, утверждается, будто в начале было слово.

Такой прием, на самом деле, часто используют разные ушлые личности в быту. Один поднимает шум и отвлекает внимание на себя, а в это время кто-нибудь залезает тебе в карман или же подбрасывает карту.

А море и ветер никому не мешают. Наоборот, помогают сосредоточиться.

Вспомнила сейчас, что в самом начале «Путешествия» Селин пишет: «Ca a debute comme ca. Moi, j’avais jamais rien dit. Rien». Что буквально означает: «Это началось так. Я-то никогда ничего не говорил. Ничего».

***

Оказывается, это был год литературы. А я, как всегда, узнаю такие интересные вещи последней.

Что ж, уходящий год прежде всего ознаменовался скандалом, связанным с Нобелевской премией. Все запомнят, какое брожение вызвало в обществе решение обойти вниманием мою персону. С другой стороны, факт, что «Путешествие на край ночи», например, не удостоилось в свое время Гонкуровской премии, стал еще одним прекрасным волнующим моментом жизни Селина, оттеняющим убожество обывательского мирка разного рода окололитературных деятелей. Sub specie aeternitatis, во всяком случае. Тогда как полученные из призового фонда бабки он просто-напросто потратил бы на какую-нибудь ерунду, и все. Такие неудачи, подобно бриллиантам, украшают биографию гения. Так что я довольна.

***

Здесь в комнате, где я сейчас поселилась, кто-то случайно или намеренно оставил брошюру на английском, в которой некий доктор медицины по фамилии Шульп основал на юге Франции клинику косметической хирургии и всячески ее рекламирует, какие там роскошные виды вокруг, как все оборудовано, крутые профессионалы и т.д. Но, самое главное, я обратила внимание, его больше всего тянет пофилософствовать, рассказать о своей любви к искусству, замечательной коллекции картин, которые он собирал долгие годы, и многочисленных друзьях из числа признанных мастеров кисти. И таким образом он как бы ненавязчиво подводит читателей к мысли, будто он и сам вроде как и не врач уже, а некто типа демиурга или же, по крайней мере, ваятеля, только работающего не с мрамором и гранитом, а с человеческим телом, возвращая ему молодость и красоту. Там вообще достаточно много всего наворочено на эту тему, причем имеются ссылки не только на Леонардо и Рафаэля, а даже на Уорхола и Гринуэя. Претензии, короче, налицо. Видно, что человек не реализовался в жизни: своего рода графомания, но с уклоном в сторону живописи и лепки.

Достаточно редкое явление, кстати, потому что обычно все мечтают стать писателями, в том числе и художники. А этот даже и на скульптора согласен, лишь бы к искусству каким-то боком примазаться. Бедный! Так ему, судя по всему, остопиздило ошиваться среди докторов наук, косметологов и других специалистов по омолаживанию организма, с утра видеть их рожи и слушать разговоры о политике, погоде и жратве. Художники ? они хотя бы веселые, квасят и курят травку, татуировки всякие делают, и прически у них прикольные. А тут приходишь на работу, мало того, что у окружающих интеллект ниже среднего, так еще и все в одинаковых белых халатах. При таком раскладе через неделю в петлю захочется полезть, не то что скульптором стать.

Притом что бабки у него явно имеются, поскольку здание своей клиники он отгрохал аж в три этажа, точнее, выкупил под нее старинный особняк на средиземноморском побережье, где ранее располагался отель, и все там перестроил. Но все равно, я пока листала этот проспект, рассматривала картинки с роскошными номерами, просторный холл с античной скульптурой в центре и виды на море, то мне даже самой как-то немного за него грустно стало. «The aesthetic medicine is a synthesis of a science, art and the advanced technological achievements!». Вот до чего человека жизнь довела.

***

Вчера решила побороть в себе страх высоты, который невесть откуда взялся, и вскарабкаться на почти отвесный утес у моря, цепляясь за жидкие кустики, главное при этом не смотреть вниз, чтобы не свалиться. Но где-то на полпути почва вдруг стала уходить у меня из под ног и осыпаться ? видимо, размокла от дождя, а он накануне шел весь день. Пришлось встать на четвереньки и ползти вверх, преодолевая сантиметр за сантиметром, а земля все продолжала съезжать и съезжать. Оказалось, что это развлечение не для слабонервных! Внизу на пляже играли двое детишек с мужиком, все одетые в одинаковые ядовито-зеленые куртки, так они встали и застыли, уставившись на меня с открытым ртом. Наверное, снизу я напомнила им огромного ползущего вверх по склону жука с отливающей на солнце ярко-синей спинкой. Короче, когда я все же добралась до твердого грунта, то почувствовала настоящее счастье, давно я не испытывала такого удовлетворения. Правда, ноги еще долго тряслись и руки тоже.

В результате у меня вся сумка, ладони, колени и пуховик были измазаны желтой глиной, так что пришлось идти к морю и отмывать.

После, углубившись в лес, я вдруг услышала отчетливое хрюканье и сразу представила, как из кустов высовывает свою длинную волосатую морду дикий кабан, с интересом поводя мокрым пятачком. Но никаких кабанов, да и вообще ни одного живого существа в окрестностях не оказалось, а это просто хрустнула у меня под ногой мокрая ветка.

И еще вчера тут с самого утра звонили колокола. Я сначала подумала, побренчат немного и остановятся, а они все звенят и звенят. И только потом до меня дошло, что здесь же не православные люди живут, а шведы, и у них сегодня Рождество.

Сам по себе звон довольно мелодичный, кстати. Но, все равно, будь он не отягощен никакими лишними смыслами, было бы гораздо лучше, я думаю. Просто звон, и все. Как музыка, например. Послушал и забыл.

Раздражает, когда люди делают одно, а подразумевают нечто совсем другое. Если уж ты взялся звонить, то держись крепче за веревку, прицеливайся и бей так, чтобы звуки получались максимально громкими и выразительными, постарайся полностью на этом сосредоточиться! А все эти мысли о боженьке или же, что ты таким образом отгоняешь каких-то бесов, только рассеивают внимание и отвлекают человека от его профессиональной деятельности. И слушателям это тоже мешает оценить уровень подготовки исполнителя и качество литья тех же колоколов. Из-за чего население Земли и превратилось в кучу расслабленных олигофренов, которые вообще ни во что не врубаются и ничего не замечают. Достаточно погреметь у них над ухом какой-нибудь побрякушкой, они и довольны, потому что это так много значит и исполнено такого глубокого смысла.

***

Удивительно, как философы и политики обожают заранее на всех навешивать ярлыки: буржуазия — это плохо, пролетарии — хорошо. А по факту, если посмотреть, что потом происходит в реальной жизни, то получается что лучшие люди вышли из мелкой буржуазии.

Само слово «мелкобуржуазный» сегодня ласкает слух и звучит почти, как «декадент». Когда узнаешь, что некто является выходцем из этой среды, то невольно ждешь от него чего-то необычного и волнующего, каких-нибудь неожиданных мыслей и экзотических ярких поступков, аморальности, коллаборационизма, склонности к мазохизму, инцесту или педофилии, в крайнем случае, к маоизму. Лень сейчас уточнять, но весь цвет современной культуры за последние сто лет, наверняка, был именно оттуда. Крупные и средние буржуа уже не столь интересны, а самыми дебилами оказались, даже и называть не хочется, и так ясно кто.

***

Бывает, человек не успевает и рта открыть, а ты уже знаешь не только, что он собирался сказать, но и всю его жизнь. Вот почему так важна красота: на эстетичный объект хотя бы приятно смотреть, даже если он ничего особенного из себя не представляет и полностью тебе виден.

То же самое с религией. Ни в одном из существующих на Земле вероисповеданий, будь то поклонение огню или каким-нибудь обитающим на небесах богам, нет ничего такого, что не было бы абсолютно прозрачным и понятным, никаких загадок. Однако собор Парижской Богоматери, к примеру, не портит окружающий ландшафт, удачно вписывается в архитектуру набережной Сены, гармонично дополняет другие присутствующие там строения. И ладно.

Но стоит связанным с данным явлением предметам и субъектам стать уродливыми, как хочется побыстрее от них избавиться.

***

Сегодня утром опять открыла книгу Франсуа Жибо «Libera me». Каддафи, который также пользовался его услугами адвоката, был не менее обаятелен и гостеприимен, чем император Бокасса. Он тоже хорошо одевался, обладал острым умом и любил свой народ. Похожими чертами наделены Нородом Сианук, Нельсон Мандела, Жискар д'Эстен, Жан-Мари Ле Пен и другие упомянутые в книге известные личности, которые успели попасться мне на глаза. Разве что убийца Распутина, князь Феликс Юсупов, производил впечатление человека несколько холодного и эгоистичного, но в целом это все равно не портило его прекрасных манер...

Я, конечно, прочитала еще далеко не все, но мне кажется, что при всех очевидных достоинствах у перечисленных выше персонажей все же имеется один существенный недостаток по сравнению с тем же Бокассой. Никто из них не ел людей! И их даже в этом не подозревали. Тогда как у императора в холодильнике все-таки были обнаружены части человеческого тела. А без такой маленькой, но важной детали у современных общественных деятелей практически нет шансов запечатлеться в памяти человечества и войти в историю. Люди по своей природе слишком забывчивы и рассеяны. Чтобы в их тупом мозгу в качестве своеобразной зарубки на память образовалась еще одна извилина, необходимо нечто острое и необычное.

Писателям в этом отношении несколько легче, поскольку они сами описывают собственную жизнь и могут дать волю фантазии, кое— что добавить, приписать себе нетривиальный поступок, даже если они ничего особенного не совершали. Плюс, в литературе читатели больше сосредоточены на внутреннем мире автора, поэтому отсутствие ярких событий там хотя бы отчасти удается компенсировать глубиной чувств, диалектикой души или же красотой метафор, наконец. В отдельных случаях поэты могут себе позволить вообще ни фига не делать, а просто кого-нибудь любить и страдать. Взять хотя бы Петрарку, например.

Тогда как политика — это мир внешних действий и жестов. Ее творцы слишком зависимы от историков, которые большую часть своей жизни проводят в архивах, как правило, наделены крайне скудным воображением, да еще и одержимы стремлением к познанию так называемой правды. Так что образованности, ума и заботы о своих подданных в этой сфере сегодня явно недостаточно. Мало того, революции, государственные перевороты, нарушения прав человека и даже массовые убийства за последние сто лет тоже успели сильно примелькаться.

Поэтому пока что среди подопечных Франсуа Жибо мне больше других запомнился грабитель, обнесший квартиру Марселя Марсо, но оставивший одно антикварное кресло, так как его подлинность вызвала у него серьезные сомнения. И оно, как потом выяснилось, действительно оказалась подделкой, о чем сам его владелец до этого момента совершенно не подозревал. И еще балетный танцовщик, которого Рудольф Нуриев ударил в ухо, повредив ему барабанную перепонку.

Вспомнила сейчас, что лет десять назад, по-моему, я читала в новостях про неожиданно объявившегося во Франции внебрачного сына Гитлера, права которого на процент с изданий и переводов «Майн кампф» также отстаивал Франсуа Жибо. Но его я пока в книге не обнаружила.

***

Знаменитый британский кот-клептоман вновь встал на преступный путь. Пишут, что он приносил домой зарядку USB для телефона, предметы одежды из муслина, ручку, детский рисунок и презерватив. Судя по перечню похищенных предметов, этот кот не только клептоман, но и постмодернист. Вот что интересно!

А я бы хотела завести себе кота-декадента. Чтобы чувствовать себя не такой одинокой. Пусть бы он приволок мне пакетик кокаина, сандалового гномика, гусиное перо, вуальку, веер, брелок в форме сердечка, бумажную розу, немного воска, черную губную помаду, перчатку, шелковый шнурок, даму пик, мундштук из слоновой кости, отгрызенный корешок от томика «Александрийских песен», пробку от шампанского, кусочек синего бархата и засохший младенческий череп с кладбища.

***

Надо же, в Македонии чаще говорят «не eб твою мaть», а «eбaть твой отец»! А в Сербии теперь стали говорить еще и «eбaть твои дети». Неплохо. Просто вроде бы, а так и в голову не придет.

Это я поговорила сегодня с сербами, которые живут здесь в Швеции. У них там помимо бабы Яги есть еще баба Рога. Обе произносятся с ударением на первый слог, и у последней имеются рога.

Вышла сейчас прогуляться и спустилась на пустынный берег, прямо к самому морю. И тут из прибрежных кустов ко мне вдруг высочил прекрасный кот, черный с оранжевыми прожилками, со стороны можно было подумать, что это у него золотые блестки на шерстке, хвостик короткий и черный, а сам весь такой пушистый и гладкий. И стал крутиться возле меня и тереться о мои ноги, а я его погладила, у него невероятно шелковистая шерстка, и еще золотистые глаза! Как будто почувствовал, что я мечтаю о коте-декаденте. Или же высшие силы направили его ко мне, чтобы мне не было так грустно.

***

Римский папа призвал верующих отречься от общества потребления. И это правильно. Надеюсь, теперь спрос на товары в магазинах упадет, а за ним и цены. Можно будет приобрести себе побольше тряпок со скидками. Жаль, что шведы не католики. Но мне кажется, что это вообще всех верующих касается, включая мусульман, которые и здесь на острове уже отсвечивают, даже сюда как-то просочились. Духовность — хорошо, а всякие вещи и продукты — плохо. Хорошо бы и они тоже прислушались к совету папы.

***

Так и не поняла до сих пор, как относиться к наличию у людей животной хватки и прочих природных инстинктов, на развитии которых настаивал Ницше. Если имеется в виду интуиция как способность распознавать какие-то более глубокие и ускользающие от человеческого сознания вещи, то еще ладно. Тут можно и у котов поучиться. А так, у тех же советских писателей и партийных работников хватательные рефлексы были прекрасно развиты. А толку-то? Меня они совершено не вдохновляют почему-то.

Не знаю даже, что здесь можно полезного для себя извлечь. Такого рода личности постоянно всех опережают, конечно. В смысле, все время делают что-то еще более тупое и уродливое, чем ты ждешь. Но что в этом хорошего? Получается, что не индивид, одевшийся по моде, к примеру, всех опередил, а обыватели, напялившие на себя устаревшие тряпки и соорудившие дебильный перманент на башке, его превзошли.

Тот же Римский папа. Какой нормальный человек сейчас станет рассуждать об обществе потребления, как это он только что сделал в своем рождественском послании? Причем не осуждать даже, это бы еще ничего, а употреблять само данное словосочетание? По-моему, это даже хуже, чем уподобиться какой-нибудь совсем уж отъехавшей старушке, вышедшей прогуляться в изъеденной молью бабушкиной вуальке. Встретила, как раз, недавно одну такую в Михайловском саду в СПб.

На мой взгляд, верховный жрец или же первосвященник в современном обществе, если и нужен, то исключительно для отслеживания, сколько раз допустимо произносить вслух подобные примелькавшиеся слова и определения, после чего они становятся неприличными. Ну, и наказывать преступивших роковую черту, естественно. Кто-то же должен за такими вещами следить? Как сказал: «общество потребления», например, ? так сразу отправляйся на пару лет исправительных работ...

Или же это прерогатива непосредственно самого Господа Бога?

***

Сегодня погода тут была просто супер! Солнце целый день и ветра нет, что для нынешних мест большая редкость. И я вышла с утра практически и дошла вдоль берега чуть ли не до аэропорта. И там в лесу обнаружила такой довольно внушительных размеров особнячок в два этажа, у входа стоит мраморный мужик в тунике, и на участке тоже везде расставлены скульптуры обнаженных баб. И все в стиле модерн. Офигеть! Въезд на участок оформлен в виде арки, выложенной грубыми неотесанными камнями, а позади этой усадьбы я обнаружила еще одни домик, маленький, типа для гостей. В нем все окна были без занавесок и не закрыты ставнями, поэтому внутри моему взору открылись прекраснейшие скульптуры из белого мрамора: девушка и жаба, две обнаженные девушки, юноша с девушкой и другие эротические композиции как на тему более-менее традиционной любви, так и скотоложества. Старца с маленькой девочкой и сцен совокупления с покойниками я, правда, не заметила, то есть там был охвачен не весь спектр, но все равно. Не исключено, что это крошечное, не приметное со стороны парадного входа строение хозяева использовали для оргий, а может, и для черной мессы в лучшие времена. А потом пришли новые владельцы, вырубили на фиг вокруг весь вишневый сад ? если тут такой был, поскольку я заметила только сосны и кусты ? и решили все переделать по своим обывательским вкусам. Устроить себе нечто вроде дачи, самим жить в Стокгольме, ходить по будням в офис, а сюда приезжать на выходные и в праздники, пристройку же с эротическими скульптурами переоборудовать под баню.

Я сразу подумала про лучшие времена, потому что в доме и вокруг все заброшено и осыпается, но зато у входа уложено довольно много мешков с цементом и валяются бруски и доски. Что указывает на вполне определенные намерения произвести какие-то изменения. И вряд ли в лучшую сторону. Сколько живу, ни разу еще не встречала, чтобы что-то переделывалось в таком направлении. Обычно все идет по отработанной схеме: у аристократов их дома постепенно скупает буржуазия, а ту, в свою очередь, но уже более грубыми методами, в основном путем физического воздействия, вытесняют пролетарии, на смену которым приходят вообще не пойми кто и как, а потом являются верующие и начинают присваивать себе все при помощи духовности, то есть и вовсе уже практически на халяву. Единственная надежда, что этот особняк прикупил какой-нибудь мафиозо. Может, он организует там что-нибудь интересное, повесит украденные из музея полотна старинных мастеров, добавит еще парочку аналогичного происхождения скульптур, будет хранить там наворованные драгоценности и серебряные ложки, заодно ими пользоваться для сервировки стола. А домик сзади использует, чтобы выбивать нужные сведения из разоблаченных сотрудников полиции под прикрытием и захваченных в плен членов конкурирующих опг... Но все же это маловероятно, хотя кто знает. Всегда остается надежда на лучшее, даже в самой беспросветной на вид ситуации. Место там безлюдное, для пыток в самый раз.

А дальше было еще чудеснее. Этот дом водружен на самой вершине утеса над морем, и неподалеку стоит скамейка, тоже из грубого неотесанного камня, как раз под раскидистой сосной, чтобы можно было сидеть и сверху любоваться на закат. И там еще у входа, кстати, помимо римлянина или грека, но с другой стороны, есть прекраснейшая статуя кошки, сделанная, сразу видно, с любовью: чуть ли не каждый волосок отдельно вылеплен, и хвостик, и ушки, и глазки, в общем, замечательный образец скандинавского искусства эпохи арт нуво, если, конечно, его туда позже не поставили. Коты, в отличие от римлян в туниках, не являются такой уж характерной деталью этого стиля, поэтому я не уверена.

А когда я стала искать какую-нибудь тропинку, чтобы сойти к морю, так как там довольно высоко, то обнаружила настоящую лестницу, тоже выложенную из таких же камней, которая, извиваясь, спускалась вниз среди сосен и кустов с красными ягодами, припорошенных вчерашним снегом. И у самого моря я увидела еще одно крохотное каменное сооружение, без двери, и там на стене висело полотенце, и не каменное или бутафорское, а самое настоящее! И в углу была устроена каменная скамья, наверняка, чтобы здесь можно было переодеваться перед тем, как пойти окунуться в море. Когда я спускалась, я даже слышала внизу голоса, мужской и женский, может, они там как раз и купались. В декабре и при такой температуре вряд ли, конечно, разве что местные моржи какие-нибудь. Хотя сегодня и была отличная погода.

Еще я видела там ручеек, но не простой, а тоже в русле, выложенном грубыми камнями. Своего рода набережная, почти как у Невы, только в миниатюре. И вообще там такая бухта, укрытая с двух сторон двумя выступами, которые защищают тебя от ветра. Просто отлично все оборудовано! Представляю, как там летом: пахнет разогретой на солнце хвоей, рядом море плещется, такой приятный успокаивающий звук, и сверху из окна смотришь, и аж до самого горизонта ? сплошная яркая синева. Настоящая мечта!

И вот стоит такой дом, никому не мешает и, по сути, является частью природы. На него каждый может прийти и полюбоваться, причем совершенно бесплатно. Но, наверняка же, сюда заявятся скоро какие-нибудь тупые личности и все испортят. Не случайно же они уже разложили свои мешки и доски, приготовились нагадить. От людей ничего хорошего ждать не приходится. Сами они создать ничего не в состоянии, а присвоить что-нибудь и испортить, с этим у них проблем нет. И потом, у домов хотя бы стиль имеется, на них приятно смотреть, по крайней мере. А у людей что? Ничего кроме их жалких мыслей или же, еще хуже, чувств!

С утра у меня было прекрасное настроение, а когда я сейчас вернулась к себе в комнату и вспомнила об этом, после всего, что я сегодня увидела, то мне прямо захотелось выйти на улицу и плюнуть кому-нибудь в рожу или дать в лоб.

***

В Монд пишут, что швейцарцы больше всего предрасположены к скотоложеству. Надо же, а я пока там находилась и не предполагала, что это такой замечательный народ.

В принципе, мне нравится подобный стиль, особенно в последнее время я его оценила. В политике нейтральны, войны прошли мимо них, только бабки дополнительные притекли с тайных счетов тех же нацистов. Помню, Константин Леонтьев на всю жизнь поссорился с Тургеневым, когда тот похвалил в его присутствии ровные аккуратные швейцарские домики и посетовал, что русские так не живут. Настолько его возмутила эта тяга классика литературы к банальному обывательскому уюту и бесцветному однообразию. Ну и что! Пусть там одинаковые строения, и ничего не разваливается, как в России, нет таких живописных трущоб, пускай все ровненько выкрашено, зато их обитатели все живут с козами, а не плодятся тупо, как русские, которые только и знают, что пялятся в телевизор в окружении своих мегер и верещащих детишек. Жаль, что я этого не знала, когда жила в Цюрихе и Лавини, я бы совсем иначе смотрела на окружающих меня людей, с большим уважением.

Тот же Анненский, к примеру, служил директором гимназии, посещал родительские собрания, наверняка, должен был постоянно общаться с многочисленными мамашами, обеспокоенными будущим своих чад, давать им всякие полезные советы, куда тем лучше их пристроить, в бухгалтеры или железнодорожники, носил пенсне и сюртук, а сам тайком сочинял изящные декадентские стихи про тоскующую Андромеду «с искалеченной белой рукой». Это же прикольно! По-своему даже круче, чем напялить желтую кофту, вопить и греметь стульями, привлекая к себе всеобщее внимание, как Маяковский. Не так быстро надоедает.

***

Вид из окна и близость моря настраивают меня на философский лад. Если сравнить жизнь с такой вот бескрайней водной гладью, то люди, отправляясь по ней в путешествие, берут с собой самое необходимое, оставляя все лишнее на берегу или же избавляясь от ненужного балласта при первых же признаках надвигающегося шторма.

Вот и тупость — это такой способ максимально комфортного и безопасного существования в мире, когда индивид воспринимает исключительно то, что кажется ему выгодным и полезным, а остальное предпочитает не замечать. Поэтому, в отличие от глупости, в ней нет ничего особенно трогательного, никакого очарования. По сути, это тот же ум, только хуже.

В уходящем году я, кажется, окончательно разгадала этот феномен.

***

Сегодня тут повсюду толпы народа. На набережной сейчас натолкнулась на машину, а рядом с ней расположилась веселая компания, мужики с бабами разложили столик, термосы достали, бутылки, я думала они просто, а они, оказывается, ждали. Тут из моря вышли два аквалангиста, в супер обмундировании, в ластах, с баллонами, в шлемах, и присоединись к общей группе, стали переодеваться, выпивать и закусывать.

Два вылезших из морской пучины водолаза под Новый год — это круче, чем дед мороз и снегурочка. Детишек там, к счастью, поблизости не было, а то они могли бы и перепугаться. Я и то в первый момент вздрогнула.

***

На Дону судят патологоанатома больницы РЖД, который взорвал сослуживицу «Справочником врача» и застрелил бомжа.

Превращаясь в слова, жизнь становится забавной. Что бы люди делали без слов? Не представляю. Просто тупо взрывали друг друга телефонными книгами, и все.

И Северная Корея для многих так притягательна, потому что там очень весело. Правда, когда бытие вокруг совсем превращается в лубок, то немного начинаешь уставать. Хочется чего-нибудь трагического, побыть в одиночестве, совершить путешествие на край ночи, послушать песни Мальдорора, разнообразия, короче. Нельзя же постоянно только хихикать.

***

Посмотрела вчера на ночь «Любовь». Мужик с низким лбом и здоровым членом живет с блондинкой. И они с ней трахаются, с этого и начинается фильм, но он все время вспоминает свою прежнюю любовь, Электру, как он трахался с ней. И не просто трахался, но и сношался, то есть по-всякому. Кроме того, она любила экспериментировать и предложила как-то секс втроем с этой блондинкой, которая потом и стала его женой. И у них даже родился ребеночек. А Электра куда-то пропала, поэтому ему периодически звонит ее мамаша и спрашивает, куда та делась, так как она не видела ее уже два месяца.

Главный герой все время представляет себе Электру, как они с ней и так и эдак, и сзади и спереди, и дрочили, и сосали, короче, море удовольствия. Все половые акты показаны чрезвычайно тщательно, с многочисленными подробностями и занимают большую часть экранного времени, практически все два с половиной часа, пока длится фильм. Мужик вроде американец, но действие происходит в Париже, столице разврата, как известно. Они там еще посещают клубы, где тоже все совокупляются. Один раз даже пригласили транссексуала с сиськами и членом, по инициативе Электры, но мужик с ним не смог. Так и сказал: «Я не могу, не могу»,? и ушел. И это немного странно, поскольку я сначала думала, что режиссер в лице главного персонажа намекает на себя, почему-то у меня было такое ощущение. Но в фильме постоянно показывают члены, акцент сделан именно на них, и снизу, и справа и слева, и в стоячем состоянии и в лежачем, и дырку во весь экран, и сперму, и яйца, буквально все, все, все, а женские половые органы крупным планом отсутствуют вообще. И получается, что его интересуют члены, а героя ? нет. Это указывает на некоторое тонкое различие между ними. Так что секса с транссексуалом не было, к сожалению. Ну, да ладно.

По ходу действия они с блондинкой еще встретили мужика, который тоже был раньше любовником Электры. И тот в припадке ревности полез драться. Их забрали в полицию, и там главный герой стал доябываться до полицейского за то, что французы никогда не умели сражаться, намекая на Вторую мировую войну.

Дальше он продолжает совокупляться и периодически еще рассуждает о смысле жизни. В основном в таком ключе: после смерти ничего нет, поэтому любовь ? это самое главное. Короче, мужик все время вспоминает Электру и думает о ней, так как она пропала, а у него остались одни воспоминания об их любовных утехах.

В финале он сидит в ванне и плачет, представляет, как они сидят там с Электрой. Тут заходит его сынок и говорит: «Папа». Мужик его зовет и сажает рядом с собой в ванну. Так они там находятся, голый ребеночек вместе с голым мужиком в воде, папаша его обнимает, прижимает к себе, рыдает и говорит: «Прости меня сынок, прости, я запутался». А потом опять воображает, будто он сидит в ванне с Электрой, и они крепко обнимают друг друга. На этом фильм заканчивается, и на темном экране появляются огромные титры: режиссер Гаспар Ноэ, сценарий Гаспара Ноэ и т.п.

Ребеночка, кстати, тоже зовут Гаспар, потому что они с Электрой хотели, если у них родится мальчик, так его назвать. Электра пропала, но сыну блондинки все равно дали это имя.

Не знаю, может, я что-то проспала, поскольку достаточно тяжело смотреть практически одни половые акты, все эти монотонные подергивания обнаженных тел, на протяжении такого длительного времени, и несколько раз походу действия я все-таки вырубилась, но ненадолго. Поэтому не думаю, что нечто важное пропустила. К тому же, исполнитель главной роли еще и не особенно приятный, что тоже не добавляет зрелищу увлекательности. Ладно бы просто не красавец, но он еще и довольно гнусный, есть в нем что-то отталкивающее. Не исключено, что он порно-актер какой, но одного только размера члена в данном случае недостаточно, мне кажется. Блондинка и Электра тоже далеки от совершенства, но они, по крайней мере, не противные.

Так что ничего нового по сравнению с «Необратимостью» я для себя в этом фильме не открыла. Там, правда, режиссер проталкивал гениальную мысль, что время нельзя повернуть вспять, а тут ? что любовь важнее всего. Определенный прогресс, конечно, чувствуется, но, на мой взгляд, человек, особенно занимающийся искусством, мог бы развиваться и более быстрыми темпами. «Вход в пустоту» я не смотрела, и поэтому Ноэ по-прежнему кажется мне на редкость тупым режиссером. Нельзя все же снимать кино, которое можно полностью пересказать словами. Это и к литературе, кстати, относится. Допустим, в романе пятьсот страниц, а его содержание удается передать при помощи двух десятков слов. Это же ненормально. Но писатель хотя бы тратит на создание своего произведения главным образом собственное время и какое-то количество бумаги, а режиссер еще и кучу людей и техники вовлекает в процесс. Сколько обычно на фильм уходит средств! И в результате он выдает нечто такое, что запросто можно изложить на двух страницах в виде обычных слов, которые вообще ничего не стоят практически. Разве это правильно?!

Я уж не говорю про гнилую философию, будто в этой жизни существует только любовь. Есть еще и ненависть, например. И если считать, что после смерти ничего нет, то можно отлично провести отпущенное тебе время, оттянуться по полной, а не заниматься фигней в виде бесконечных однообразных сношений.

***

Пыталась найти сегодня старый фильм «Отец» по Стриндбергу, но так и не смогла. Смотрела его много лет назад. Там в конце расстреливают три портрета: Маркса, Фрейда и Ницше. Можно было бы вырезать и сделать коуб. Впрочем, и так примерно понятно, и без фильма все несложно себе представить.

Единственное, не помню уже, в каком порядке пули дырявят физиономии трех этих гигантов мысли. Скорее всего, по годам жизни: сначала ? Маркса, потом — Ницше, а в заключение — Фрейда. Правда, если исходить из названия, то первым должен быть Фрейд. Тогда как в экранизации романа «Мать» ? Маркс. Ницше же постоянно вклинивается между ними, с какой стороны ни посмотри.

А допустим, сейчас кто-то захочет снять аналогичное кино с похожим символическим финалом. Чтобы продемонстрировать, кто является главным источником зла в современном мире, от кого все проблемы... Чьи портреты туда повесить? Лакана? Делеза? Деррида? Или же этого, как его, Жижека? Так их вообще никто не знает. Опять рожи надоевших политиков, что ли, выставлять на всеобщее обозрение? Лучше уж тогда Майкла Джексона, Элвиса Пресли и Цоя. Я бы так, наверное, поступила, для создания обобщенной картины нынешней эпохи. Три этих героя облагораживают жизнь современного человека, придают ей метафизическую глубину.

***

Вчера шел сильнейший снег, просто без остановки, все завалил кругом. Я заметила, что наличие снега довольно сильно меняет ландшафт: вообще не узнать прежних мест, где ты ходил, и все тропинки занесло тоже. А я опять залезла на скалу и так по верху дошла до заброшенного дома с античными изваяниями. Под снегом он тоже стал немного иным, более заснеженным, если так можно выразиться, и как бы спрятался от посторонних глаз. Но я-то уже все равно успела его разглядеть. На сей раз я продвинулась чуть дальше, до мыса, и там забралась на еще более высокую скалу, где все тоже было занесено. Так что мне пришлось брести прямо по сугробам, отчего и я сама вся покрылась изморосью и практически превратилась в снежный ком. В какой-то момент я попала в довольно густые заросли колючих кустов, а солнце уже садилось, и я вдруг заметила, что тропинка впереди исчезла, и я не знаю, куда дальше идти. Потом я вернулась назад к дому и спустилась по извивающейся среди кустов лестнице к каменной хижине, где висело полотенце. На сей раз я зашла внутрь и обнаружила, что там в углу стоит выломанная дверь, а у противоположной стены устроен камин. Полотенце висело на прежнем месте.

На обратном пути я услышала громкие голоса и увидела трех хачиков в трениках и лыжных шапках, с наушниками на голове. Они радостно прокричали мне «хей, хей!», и пошли дальше. А за ними шли еще человек пять таких же хачиков в самых разнообразных одеяниях, один нес на руках ребеночка, все они имели вполне довольный вид и тоже сказали мне «хей, хей». Какие-то дауны, судя по всему.

Снег прикрывает строения и кусты, а люди, особенно если они с темными волосами и смуглой кожей, наоборот, становятся лучше видны.

***

Чайки, я заметила, ловят кайф от ветра. С наслаждением парят на воздушных потоках, расправив крылья, подолгу так на одном месте зависают. Это довольно красиво. Можно смотреть и любоваться. Но моряки все равно их не любят за то, что они выклевывают глаза потерпевшим крушение.

Так всегда и бывает. Стоит во что-нибудь углубиться, в любую сферу или явление фактически, как вся их красота и очарование улетучиваются. Поэтому я стараюсь вообще ничего не знать, ни во что не вникать и оставаться в мире иллюзий по возможности. Если уж белоснежные чайки, так грациозно и величественно парящие над землей, способны на такие подлые поступки в отношении несчастных утопающих, то чего же ждать от людей, которые в большинстве своем и при взгляде со стороны производят крайне отталкивающее впечатление? Над этим лучше даже не задумываться.

***

Видела тут сегодня флаг с изображением барана над местным административным зданием типа мэрии. Похоже, это символ города или даже всего острова, где я сейчас нахожусь. Теперь, наконец, до меня дошло, почему тут бараны на каждом шагу. Не люди, в смысле, а каменные статуи повсюду расставлены: вдоль дорог, возле парковок, в скверах, целые стада, можно сказать. С местными жителями я практически не общаюсь, только в магазинах и на бытовом уровне, поэтому не могу сказать, что они чем-то напоминают мне этих четвероногих. Раньше бы я, скорее всего, на этот факт и внимания не обратила, но за последние годы я больше всего, наверное, устала именно от тупости, которая для меня обрела уже масштаб настоящего наваждения, мне всюду стали мерещиться ее проявления, буквально во всем. И я как раз собиралась немного отвлечься и отдохнуть, побыть на природе, сосредоточиться на чем-нибудь вечном и утонченном, избавиться от преследующих меня призраков. А тут вдруг баран — на гербе, и куча его копий вокруг! Издевательство какое-то!

Это как вернувшемуся с Марса космонавту отправиться в отпуск на Луну. Или же полярнику из Арктики — в Антарктиду. Я бы предпочла, чтобы символом города тут был лебедь. Их здесь тоже, кстати, достаточно, причем живых и плавающих в море возле самого берега. Когда я вижу лебедя, сразу вспоминаю Людвига Баварского. У меня с лебедями мистическая связь. Или змея — символ мудрости на Востоке и коварства на Западе. Медведь, обезьяна, орел, лошадь, бык, кот, кролик, волк, слон — никто из животных, по-моему, не является таким тупым, как баран. Любой их них меня бы устроил. Осел и тот скорее упрямый и себе на уме... Но нет же, мне попался баран! Видно, у меня такая судьба — остаток жизни провести в тупом окружении. Я не особенно суеверна, но в данном случае это явно какой-то тупой знак, ниспосланный мне свыше, чтобы я не расслаблялась.

***

Близость к природе меня уже начинает немного пугать. Утром я отправляюсь на прогулку, кормлю с мостков лебедей, бросаю остатки крошек уткам и подолгу смотрю на повисших у меня над головой чаек, способных удерживаться на одном месте при сильном ветре часами. Нормально, в принципе, но все хорошо в меру. Если так дальше пойдет, то, чувствую, я вслед за Зигфридом научусь распознавать язык птиц, расширю свои познания в лингвистике. Хотя я и так уже полиглот фактически, куда ни приеду, со всеми могу общаться, а меня даже дома на родном языке никто не понимает. Особенно это касается книг — с каждым днем отклики на них становятся все более дикими и тупыми.

А теперь к этой безмозглой толпе присоединятся еще и птицы. Я буду знать, о чем они щебечут, а они своим куриным мозгом вряд ли сумеют вникнуть в те глубочайшие мысли и идеи, которые я высказываю. И потом, меня и без того уже на дачу не особо тянет из-за постоянных разглагольствований соседей за оградой о политике и садоводстве. А тут к ним присоединятся ласточки, воробьи, галки, синицы и жаворонки. Так они просто беззаботно чирикали, а теперь начнут долбить про своих детишек и жаловаться на отсутствие жратвы. Со всех деревьев и кустов, днем и ночью! Кукушки будут уже не иносказательно, а прямо открытым текстом оповещать меня, сколько мне осталось, а вороны недвусмысленно накаркивать различные напасти и проблемы... Спасибо, конечно. Но я бы, пожалуй, предпочла, чтобы не только люди вокруг, но и птицы, звери, орлы, куропатки, деревья, озера, реки, горы и море стали более туманными и неясными. Даже небо и воздух могли бы быть менее прозрачными. Чтобы я могла побольше всего не видеть и не различать. Совсем недавно как раз об этом думала.

А то приезжаешь в какую-нибудь страну, и даже плохое знание языка не спасает ситуацию: никто и нигде не позаботился о том, чтобы стать хоть чуточку сложнее. Наоборот, люди ловят кайф, я заметила, доставая тебя своей очевидностью и простотой. Ты для них загадочна и непостижима, им с тобой интересно, а ты не получаешь от общения с ними вообще никого удовлетворения. И таким образом они реализуются и чувствуют свое превосходство, хихикая в душе над твоей глупостью, что ты не сумела заранее приготовиться к жизни, как они, и теперь вынуждена вот так мучиться, ерзать на стуле и зевать.

Зигфрид, мне кажется, сам был простой, как валенок. Поэтому ему общаться с индюками и галками, возможно, было и интересно. Но таким утонченным натурам, как я, подобный жанр совершенно не подходит. Я бы хотела, чтобы не только птицы, но и люди тоже просто щебетали и чирикали, а еще лучше и вовсе заткнулись, хотя ладно, пусть себе кудахчут, это было бы менее утомительно, по крайней мере. Они бы не понимали меня, а я их. Ни у кого не было бы никаких иллюзий на этот счет. Тогда мир был бы устроен более-менее справедливо и гармонично.

***

Посетила вчера местную сауну. Там можно выйти на улицу и прямо по заледенелой земле метров сто, наверное, пройти до моря, а после спуститься по лесенке с прибрежной скалы и окунуться. Снег, ветер, темнота и бушующие пенящиеся волны внизу. Жуть. Но я все-таки сделала это.

Параллельно познакомилась с бабой из Туниса, которая живет в Швеции уже достаточно долго, и тоже писательница, по-моему, но значительно моложе меня. Так вот, «Коран, ? сказала она мне, ? это очень интересно». Да пошли вы со своим Кораном, сами его и читайте, если интересно! Может, чуть в более мягкой форме, но я ей примерно так ответила. И она, надо отдать ей должное, достаточно спокойно восприняла мою реакцию, привыкла уже, вероятно, и то хорошо.

Я уже много лет назад, кстати, обратила внимание на сумасшедших с вытаращенными глазами, которые цепляются на улице к прохожим с Библией или же бумажными брошюрками на схожую тему в руках. Меня они всегда жутко раздражали. Гораздо больше, чем обычные пьяные или просто хулиганы. А некоторые из них даже звонят прямо тебе домой, чтобы передать некую истину, носителями которой они себя, видимо, считают.

Раньше, правда, я и представить себе не могла, что подобная манера поведения примет воистину вселенские масштабы, и такие придурки начнут дoябывaтьcя к окружающим буквально на каждом шагу и везде. Включая сауну, куда люди обычно приходят расслабиться, и меньше всего готовы к размышлениям о смысле бытия, а, наоборот, хотели бы от них немного отдохнуть.

***

Шведская академия рассекретила на своем сайте информацию о конкурентах Михаила Шолохова, получившего Нобелевскую премию по литературе в 1965 году. В списке претендентов на самую престижную награду вместе с ним были 90 человек, среди них — Анна Ахматова, Владимир Набоков, Сэмюэл Беккет, Константин Паустовский, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда, Сомерсет Моэм.

Ахматова, Набоков, Беккет и Борхес получше Шолохова. А Неруда, Моэм и, особенно, Паустовский где-то на уровне Николая Островского. Шолохов — просто гений по сравнению с ними.

Теперь примерно понятен принцип, которым руководствуются члены жюри при определении победителя. Берут среднего, такого, кто более-менее всех устраивает и особо не выделяется в ту или иную сторону. Самый компромиссный вариант, так сказать. Шолохову повезло, я считаю, что в мире имеется достаточно много писателей хуже, чем он.

***

Занесенные снегом пустынные пространства вокруг невольно заставляют меня вспомнить «Сияние» Кубрика. Все-таки я тоже писательница и сижу тут одна в комнате, вдали от человеческой цивилизации, можно сказать. Если снегопад усилится, дом погрузится в сугробы, то и до глюков недалеко... Так что аналогия как бы сама напрашивается. Забавно, что режиссер взял роман Кинга и, воплотив его на экране, создал неповторимый декадентский шедевр. То есть произведение, положенное в основу сценария, для гения не столь уж и важно — можно выбрать и нечто такое, что принадлежит масскультуре. И даже наоборот, мне кажется, чем незначительней такой объект, тем легче он поддается переработке, из него даже проще сделать что-нибудь выдающееся. Не говоря уже, что с читателями «Анны Карениной», скажем, лучше вообще не связываться. Толстой — классик, учитель жизни и инженер человеческих душ. А фанаты Кинга не такие привередливые и сами понимают, что их кумир ни на что особо не претендует, поскольку пишет в развлекательном жанре.

Возможно, и в том, что до сих пор никто не взялся экранизировать Селина, помимо очевидных аспектов, связанных с нежеланием выделять бабки на сочинения писателя, запятнавшего себя разными аморальными и нехорошими поступками, присутствует еще и некий тайный страх самих режиссеров снять нечто менее выразительное, чем первоисточник. Они бессознательно чувствуют свою обреченность, вот и не хотят рисковать. Притом что читатели Селина, по моим наблюдениям, все же на порядок более адекватны, чем у Толстого или же Булгакова, например. Последним вообще, по-моему, угодить невозможно: что ни снимешь, все оказывается несопоставимым по глубине и размаху с величайшим шедевром всех времен и народов про Мастера и Маргариту. Особенно это касается образа Мастера: как его ни гримируй, в какой костюм ни наряди, кому ни поручи исполнить его роль, все получается что-то не то, никому не удается передать тончайшие душевные переживания и сложность натуры данного персонажа. По степени невоплощаемости на экране этого Мастера можно сопоставить разве что со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновение», которое тоже абсолютно непереводимо на другие языки. По-настоящему его и вовсе способны были оценить только советские люди, я думаю. И, похоже, они так и унесли его тайну с собой. Советского Союза уже четверть века назад не стало, поэтому сегодня уже фактически и некого толком спросить, что все же такое замечательное и неповторимое они в этих стихах находили...

Если же допустить, что и весь окружающий мир сам тоже является творением рук Господа Бога, то его как раз не так уж и сложно бывает запечатлеть на страницах литературного произведения. Взять все эти груды камней, снежные комья, скопления воды и людей и подвергнуть художественной переработке, так сказать. Не у всех, конечно, но у многих авторов это вполне удачно получается. И все потому, что окружающая реальность ничего особенного в себе не несет, никаких следов чьей-либо неординарности, и никого по-настоящему не волнует. Ее Создатель, если таковой имеется, по уровню развития недалеко ушел от того же Кинга. Большинство людей это так или иначе чувствуют, поэтому у них творчество гениев и не вызывают обычно серьезных нареканий. Ну, может, в первый момент кто-нибудь поморщится чуть-чуть, но, в конечном итоге, наоборот, все остаются довольны, что нашелся такой отважный индивид, не побоялся, что имеет дело с произведением самого Всевышнего, и догадался добавить к их унылому однообразному бытию хоть что-то интересное, представив его в более выигрышном и романтичном свете.

А предположим, что вокруг все было бы просто супер как устроено, люди бы не говорили, а изъяснялись прекрасными стихами, каждый второй был бы круче, чем Рембо и Вийон, повсюду, на вокзалах и в маршрутках звучала бы волшебная чарующая музыка, здания во всех городах были бы, как на Невском, по телевизору с утра до вечера шли захватывающие триллеры и шедевры кинематографа... Что бы в таком мире делали гении? Да, они бы тогда на фиг никому стали не нужны! Любые их робкие попытки как-то по-своему интерпретировать действительность воспринимались бы большинством людей крайне скептически и сходу признавались неудачными.

Поэтому творческим личностям, я считаю, даже повезло, что они живут в таком паршивом мире и в окружении недоумков, как сейчас. Созданным сверхъестественным существом со средними способностями и слабо развитой фантазией. Имеющим крайне сомнительную репутацию. Иначе гениев ждали бы куда большие разочарования.

***

Баран, и вправду, оказался символом всего острова, а не только города. Тут всюду бараны, на каждом шагу, каменные. А в магазинах одежда из овечьей шерсти: варежки, шапки, накидки, пледы, кофты. Овечья шерсть ? это фирменный знак здешних мест. И в ней уже нет ничего отталкивающего, как в слове «баран», наоборот, она мягкая и приятная на ощупь. Даже подставка под руку, когда работаешь за компьютером, такое сердечко, внутри что-то типа зерен, а сверху покрыта серой кудрявой овечьей шерстью. Довольно мило!

Баран постепенно становится моим любимым животным, благодаря шерсти. Он уже не кажется мне таким тупым. Люди гораздо хуже все-таки. Вот если бы из человеческой кожи делали абажуры, перчатки, обувь, плащики всякие, то, может, у меня к ним тоже со временем отношение изменилось. Из китайцев — желтые такие чехольчики для мобильников, а из негров — ботинки. Даже красить не нужно, очень удобно.

Наверняка, индейцы, которые снимали скальп с голов своих врагов, а потом их высушивали и использовали в хозяйстве, гораздо лучше к людям относились, чем теперь стало принято в современном мире, больше их любили и ценили. Но человечество, к сожалению, полностью оторвалось от своих истоков и утратило связь с природой и древними традициями.

***

В Мексике схвачен наркобарон Хоакин Гусман по кличке «Коротышка», который летом 2015 года бежал из тюрьмы. Его досье, составленное мексиканской прокуратурой, как писал журнал New Yorker, содержало следующие характеристики: «эгоцентричный, самовлюбленный, хитрый, упорный, дотошный, проницательный и скрытный». Не так и плохо, по-моему.

Важно еще, что человек дарил людям радость, пусть и не на пользу их здоровью. А есть ведь еще и тупые, наглые, уродливые, недальновидные, жадные, полностью предсказуемые и унылые личности, которые наносят окружающим вред без каких-либо примесей удовольствия, абсолютно ничем его не компенсируя. Вот эти, на мой взгляд, куда хуже. И они спокойно разгуливают на свободе.

***

Орфей, спустившись в Ад, по дороге назад не должен был оглядываться. А нарушив обет, он потерял свою возлюбленную и окончательно разочаровался в женщинах, переключившись на юношей. Прочитала сейчас случайно в гугле. Это же прикольно! Как много у древних греков было всяких интересных мифов и сказок, все же.

Что-то мне даже захотелось пересмотреть фильмы Кокто про Орфея. С Жаном Маре.

В любом случае, поэту обязательно надо быть хоть в чем-то ограниченным. Не оглядываться или же писать в рифму... Полная свобода самовыражения — самое ужасное, по-моему. Пусть политики так себя ведут, мне не жалко. Таким образом они только оттеняют красоту поэзии.


***

Подумала сейчас. Стриндберг создал самые яркие женские образы во всей мировой литературе, пожалуй. Можно вспомнить фрёкен Юлию, хотя бы. И все потому, что был женоненавистником. Не сравнить с теми, кого изобразил Некрасов в своей поэме «Русские женщины», например. Или пушкинской Татьяной...

Насколько все-таки ненависть для писателя важнее и полезнее дебильной расслабленной любви!

Я бы даже реформировала Литинститут в таком ключе, будь моя воля, раз уж он существует. Перестроила бы первый этаж или же подвал, оборудовала такой длинный узкий коридор и пускала по нему танки, наподобие того как готовили солдат СС, по-моему. Кто из абитуриентов не успел окопаться, тех сразу на фиг. Это для начала. Ну, а дальше уже пойдут более серьезные испытания. Таким образом до выпускных экзаменов будет доходить один-два гения, и то не каждый год. Но это уже было бы неплохо, мне кажется, по сравнению с теми показателями, которые у этого учебного заведения имеются на данный момент.

***

Пассионарность — прекрасный политкорректный синоним для слова «тупость», мне кажется. Только жизнь и способна порой подобрать настолько удачные определения для некоторых явлений. Сама бы я, наверное, до такого никогда не додумалась. А тут все на удивление совпало, отражает самую суть и звучит солидно, по-научному, не придерешься. Но самое главное, субъект, которого этим словом назовешь, тоже, наверняка, останется доволен. Что еще надо? Вот, к примеру, писатель Пpилепин? классический пассионарий.

***

Сегодня я не узнала море. Посмотрела в привычную сторону и подумала: господи, что это? Какая-то огромная черная гора! А это так море вздулось от ветра, который достиг просто невероятной силы. Попыталась спуститься на берег по обледенелой дороге, так вообще ужас, едва удержалась на ногах, хорошо еще ветер дул в спину и подгонял меня, а повернешься лицом, и сразу глаза слезятся, и сносит с ног. Пришлось срочно карабкаться назад и пойти по магазинам. Сейчас тут скидки, хотя все тряпки в основном из Китая все равно. В лавке с сувенирами сидел флегматичный юноша в очках, в джинсах, с толстым задом и в клетчатой рубахе и задумчиво глядел в потолок. Я его спросила, были ли здесь когда-либо волны больше, чем сегодня. Он тупо на меня уставился и сказал, что не наблюдал за волнами и не знает. Еще один даун, короче.

А пока шла от моря через лес, обнаружила кладбище, прямо в снежном поле, огороженное каменной низкой стенкой, и там все памятники такие скромные единообразные камни и всего несколько крестов. Вгляделась и вдруг заметила на снегу глубокие колеи, и меня охватил ужас: это же следы от машин, которые привозят гробы! Ну и денек. Даже сейчас сижу у себя в комнатке и слышу страшные завывания ветра и громыхание крыши...

С ума сойти, сколько я здесь уже нахожусь, но так и не узнала про шведов ничего нового, кроме того что читала когда-то у Стриндберга. Ну, и еще, может быть, видела у Бергмана. Как ни наткнешься на кого: то дебил, то хачик. Вот она, волшебная сила искусства!

Правда, в Петербурге я вроде живу с рождения, а мне тоже потребовалось довольно много времени, чтобы понять, что русские все же отличаются от героев Достоевского. Но и сейчас я не знаю в результате, в чем я больше разочаровалась: в романе «Идиот» или в людях.

***

Если относиться к окружающим, как к предметам обстановки, как я, к примеру, и совсем не вникать в их душевные переживания и не интересоваться, что они думают, то все равно они часто жутко раздражают своим уродством. Шкафы ведь тоже бывают отталкивающими или же дома. Многие вещи производят гнетущее впечатление, включая ювелирные украшения из драгоценных материалов. На всем лежит печать сделавших их индивидов. И на человеческих особях тоже все сказывается: где они росли, во что одеты, с кем общались. Получается замкнутый круг, иными словами. Везде натыкаешься на людей, никуда от них не деться.

Поэтому в городе я стараюсь смотреть под ноги, а здесь гуляю по берегу в основном. Гляжу на море и слушаю крик чаек.

Еще важно быть совсем нетребовательной, придерживаться принципа минимализма, короче. Но некоторые личности как будто чувствуют, что ты ничего от них не ждешь, ничего хорошего, и специально становятся еще более противными, чтобы тебя от них тошнило. Вот это, пожалуй, самое гнусное, что есть в людях: отсутствие границ и способность развиваться в худшую сторону.

***

Посетила тут литературный вечер. Сто лет уже не была на таких мероприятиях, но вдали от дома все как-то становится несерьезным. И главным образом из-за того, что люди вокруг изъясняются на языке, которой тебе совсем не обязательно понимать. Вот и я думала, что если поэты и писатели будут читать свои произведения на шведском, то можно и пойти, раз уж приглашают, ничего страшного. Правда, тащиться пришлось на другой конец города, в какое-то заведение со столами и плохим освещением, вроде местного литературного кафе.

А там, как назло, среди выступавших затесалась наша соотечественница. Что само по себе уже оказалось неприятной неожиданностью. Но тут мне еще попался худший вариант, наверное, какой только можно себе представить. Во-первых, у нее колхозный акцент. Она заявила, что из Петербурга и Кирова, когда я ее спросила. На что я ей сказала, что да, конечно, это сразу заметно по акценту. И тут она начала декламировать стихи. Кошмар! Я такого поноса уже давно не слышала и думала, что больше не услышу в этой жизни, но ошиблась. Потом она стала читать свои переводы Рильке, так как все предыдущие ее не устраивают. Я поинтересовалась, а как насчет Пастернака. Что вызвало у нее искреннее недоумение: а разве Пастернак Рильке переводил?.. Короче, блевотная девица реально. Многие недовольны теми, кого сейчас показывают по ТВ, так эта еще хуже, еще более отвратная и противная. Типа Гнуси Тряпцевой, или как ее там, и ей подобных. Новое поколение дегенератов! Я встречала таких отмороженных девиц, когда работала в газете, ужас просто. И манера у нее тошнотная: постоянно мельтешит, заискивает, сюсюкает. Она из Петербурга, ага, только из Кирова. Что может быть гаже? К тому же, она пытается строгать стишки в рифму, говорит, что предпочитает традиционную поэзию. И напрасно. Если бы просто нагромождала слова, то ее кретинизм, возможно, меньше был бы заметен. Но у нее даже на это ума не хватило, мозг-то куриный. Потом она свалила, и я трем шведам, двум парням и девушке, которые вслед за ней выступали, после все популярно объяснила. Ну, они по сравнению с ней прямо гении, полноценные, по крайней мере, и вполне адекватные.

Короче, жуть! Ужасные обезьяны из колхоза, без образования и без внешности ? потому что эта еще и уродина, фигура у нее корявая, классическая деревенщина ? пробрались всюду и уже переводят Рильке. И при этом еще удивляются, что Пастернак переводил Рильке. Да Рильке сам по-русски лучше писал, хотя и не был носителем языка. Надеюсь, я ее больше никогда не увижу. Это гораздо страшнее всего, что я могла ожидать. Просто жуткое создание, уродливая и по-английски не говорит. Сходу всем сообщила, что путает немецкие слова, и поэтому будет читать только по-русски. Не ожидала, судя по всему, что в зале найдутся те, кто окажется способен оценить ее перевод. И сказала еще, что обычно выступает с чтением своих произведений босиком, но здесь не станет разуваться. Представляю, какие у нее ногти на ногах. Хотя и на руках не лучше, так что перчатки ей тоже снимать не стоило. Выступала бы вообще в противогазе, тогда это был бы оптимальный вариант. Или в маске хотя бы, сейчас же Новый год. Причем сразу взялась за перевод Рильке. Наверняка у нее немецкий на уровне средней школы, боюсь даже предположить. В общем, гадкая девка, на самом деле, противная и мерзкая. Хотя я и была благодушно настроена, но на таких уродов никакого благодушия и терпения не хватит.

Эта девица реально отвратительная. Причем настолько, что невозможно даже описать в двух словах. Не говорит ни на одном языке и переводит Рильке. Вообще, пиздец! И не знает про Пастернака. Главное, наглость, конечно. Ей, видите ли, не нравятся когда переводят буквально. Я поинтересовалась, что она имеет в виду: гугл-перевод или промпт? А она уставилась, как баран, и сказала, что покажет мне потом. Но я ответила, что спасибо, не надо. Невозможно справиться с тошнотой, когда смотришь на таких мерзких девок. И это, видимо, такая сугубо русская черта: отсутствие образования и наглость. Причем даже непонятно, как она сюда пролезла — она же еще и уродина, к тому же. Если бы она рта не открывала, то можно бы подумать, что убогая и общество инвалидов ее продвигает. А так? Может, она сотрудница спецслужб, и те ее сюда заслали под видом поэта, чтобы зомбировать здесь местных жителей, настраивать их в пользу России? Хотя на нее только один раз взглянуть достаточно, чтобы на всю оставшуюся жизнь проникнуться к русским отвращением. Но иначе ее присутствие на этом вечере я объяснить не могу. По телевизору же именно такие сейчас выступают, так что вполне в духе времени. Она сама, кстати, проговорилась, что приехала сюда еще для участия в съемках фильма про шведского нобелевского лауреата для телевидения. В каком качестве, я не знаю, но тоже показательно. Кошмар, короче! И если бы она только поэтом себя назвала, так она еще под переводчицу Рильке решила косить. И вот это было уже явно лишним, тут она определенно прокололась.

Хотя, с другой стороны, вот я на нее смотрю и думаю. Ведь, действительно, без дела не сидела, ей, наверное, лет тридцать, из Кирова, пролезла невесть как, ни кожи ни рожи, но вот решила, что будет изображать из себя поэта. Зря, конечно, она еще и Рильке сюда приплела, но, все равно, такие личности обычно лезут, обдирая жопу, цепляются за все, карабкаются наверх и под конец жизни все же чего то добиваются, тех же бабок, к примеру. Даже Рильке им помешать не в состоянии. Ни Рильке, ни Ницше, ни Кьеркегор!

А в это время прекрасные утонченные поэты сидят где-нибудь в своих комнатках и задумчиво смотрят на Луну. Отлично себе это представляю, такую картину. Особенно их печальный взгляд и меланхолическое выражение лица, как у Пьеро. И про них вообще никто ничего не знает. А, может, и вовсе не услышит никогда. Потому что они свои изящные возвышенные стихи складывают в картонные коробочки и думают, что придет добрый дядя и их похвалит, возьмет одну из таких коробочек и помчится сломя голову к влиятельному критику вроде Белинского: «Новый Байрон народился!». И они вместе над его сочинениями расплачутся. Да, ни фига! Скорее всего, то, что они так старательно писали, выводя каждую буковку, чтобы зафиксировать на бумаге все свои душевные переживания и важные для человечества мысли, после их преждевременной кончины от плохого питания отнесет на помойку их законная мегера, как это и произошло с частью литературного наследия того же Введенского. Лотреамону еще повезло, что он успел за что-то зацепиться и где-то какие-то кусочки опубликовать. Как и Рембо ? с Верленом или же Жене — с Кокто, что те их заметили. И на маркиза де Сада хоть и через сто лет, но обратили внимание добрые люди, а то бы его совсем забыли или же специально спрятали куда-нибудь в сырой подвал подальше от читателей... Но это же фактически чистая случайность. А такие уроды, как эта поэтесса и переводчица Рильке из Кирова, действуют наверняка. Вот что обидно!


***

Когда сидишь вот так вечером одна и под слабое завывание ветра за окном смотришь на четкий контур Луны, а также все окрестные поля и строения, залитые ее холодным светом, то понимаешь, насколько все же она прекраснее Солнца. И пускай от нее нет особой пользы, а, скорее, даже вред — говорят, она вызывает наводнения и заставляет бродить по ночам несчастных сомнамбул ? впечатление все равно завораживающее. Без Луны этот мир был бы намного скучнее и обыденнее. Солнце всех греет, конечно, но смотреть на него невозможно, да неинтересно совсем: просто какая-то бесформенная масса. Ну, может, когда закатывается за горизонт и почти исчезает, еще можно немного чем-то полюбоваться, какое-то мгновение, но так Луна во всех отношениях гораздо привлекательнее.

Я в курсе, естественно, что лунный свет является отражением солнечного. Но меня лично совершенно не волнует, украл кто-либо у кого нечто самое важное для себя, отобрал, а может, и вовсе замочил ради него кого-нибудь ? важен результат. Луна живет отраженным светом, но смотреть на нее все равно приятнее. В древности люди вообще не догадывались, что Луна сама ничего не излучает, и спокойно ее обожествляли. И сейчас дикари в джунглях где-нибудь тоже, наверняка, на нее молятся, не задумываясь о причинах и следствиях.

Не имеет значения, в сущности, кто больше трудится и кому все обязаны своим здоровьем и благополучием. Меня это абсолютно не интересует. Тот, кто сумел стать самым прекрасным, привлечь, к себе всеобщее внимание, пусть даже за чужой счет, тот и прав! Обитателям другой галактики, возможно, Солнце не режет так глаза, и им оно кажется загадочной далекой звездой, мерцающей по ночам на темном небосводе. Вот пусть они на нее и любуются, раз их взору это светило предстало в таком удачном ракурсе. А я предпочитаю Луну.

***

Вчера вечером в кассу передо мной стояли два типичных алкаша. Я их опознала по характерному запаху перегара. Покупали три длинные тонкие конфетки по акции ? три штуки за десять крон — видимо, в качестве закуски. Все обтрепанные, из-под треников торчат синие голые щиколотки, и на босу ногу надеты грязные кроссовки, в каких-то клоунских засаленных колпаках. Там рядом магазин спиртного специальный: наверняка, уже затарились.

Тут, конечно, хорошо жить в глубокой-глубокой старости, когда окружающий мир начнет утрачивать свои очертания и пропорции. Сначала ты переселяешься на остров, сливаешься с природой, постепенно холодеешь и становишься льдинкой, а потом испаряешься, превращаешься в облачко, и тебя ветром относит в Арктику. А иначе можно свихнуться, потому что весь этот городок, по-моему, меньше Шепетовки, и все друг друга знают и постоянно видят. Я и то уже многих узнаю, хотя и гуляю в основном по побережью, где сейчас практически никого нет.

Еще видела какого-то странного типа. Он прошел на деревянную эспланаду возле сауны, огороженную оградой, где летом устраивают разные пикнички, а сейчас все покрыто льдом. Я зашла туда, чтобы сфотографировать море, а он сидит в углу прямо на обледенелом полу, на снегу, спиной к стене и с капюшоном на башке. Кто это? Беженец? Мне даже как-то не по себе стало от такой картины. Вокруг ветер свищет, волны плещут, мороз, а он залез в такой укромный закуток, чтобы его никто не видел. Я его даже не сразу заметила, кстати. Так можно и инфаркт схватить.

Интересно, есть ли здесь психушка? Больница-то имеется, я постоянно ее вижу, когда иду по берегу: трехэтажное здание из красного кирпича. Когда кто заболеет, то их туда вертолетами доставляют с соседних островов. Но если там отсутствует специальное отделение, то сумасшедшие могут спокойно разбредаться по острову и сидеть где-нибудь под кустами, как тот тип возле сауны. Они же холода не чувствуют. И за столько лет многие из них и вовсе уже должны были одичать и утратить человеческий облик, раз за этим тут никто не следит. А я спокойно разгуливаю по лесам и полям, совершено расслабившись и не думая, что подобное возможно. В той же заброшенной вилле на берегу с античными статуями запросто уже могли поселиться маньяки и поджидать случайных прохожих с топором. Жрать-то они все равно что-то вынуждены, несмотря на притупленные инстинкты и всю свою непритязательность и равнодушие к окружающему миру. С этой точки зрения все эти беженцы и хачики, которые сюда понаехали, представляют для них хорошую добычу, поскольку их тоже, скорее всего, здесь никто особо не пересчитывает, когда вдруг кто-нибудь бесследно исчезает. Просто думают, что он вернулся к себе на родину, и все. Надо бы мне быть повнимательней, все же, и почаще оглядываться по сторонам.

***

Прочитала сейчас в новостях целую кучу негативных прогнозов об экономических перспективах России. При этом где-то случайно промелькнула фраза «страна разочарований», и общее гнетущее впечатление сразу куда-то чудесным образом улетучилось, все стало казаться не таким мрачным. Даже слабые проблески красоты способны облегчить человеческое существование в самой безнадежной ситуации.

Жить в стране разочарований и иметь право на забвение — не так уж и плохо, на самом деле.

Висбю, декабрь 2015 - январь 2016