Маргарита Кривченко
Почтальон в полнолуние
Небольшой сквер
при учреждении, покрытый снегом. Среди редких деревьев стоит черный стол,
кое-как очищенный от снежного наноса, на котором навалены белые заклеенные
конверты разных размеров. Две молодых женщины - одна в теплом кожаном
пальто с плохо гнущимися рукавами, вторая в пуховой куртке - сидят за
столом. Первая листает большую книгу, на коленях у нее пакет с марками.
Она берет из кучи очередной конверт, находит по книге адрес, выбирает из
пакета соответствующую марку. Вторая должна наклеить марку и надписать
конверт. Ее зовут Зоя. Случается, что конверты слишком маленькие, и ей
приходится очень стараться, чтобы уместить весь адрес на одной стороне.
Иногда названия улиц и поселков звучат странно, и той, что в пальто,
приходится диктовать по буквам.
Быстро темнеет, и
женщинам приходится напрягать зрение, чтобы различать буквы. Наконец
звякает калитка железной ограды и приходит почтальон. На нем нет шапки, на
вьющихся волосах видны снежинки. По вискам почтальона спускаются небольшие
бакенбарды. «Что, замерзли?» - он всегда так весел. Забирает готовые
письма в большую сумку. Женщины наспех засовывают в перчатки красные
отмороженные руки и уходят почти следом. Книга, марки и неподписанные
конверты остаются лежать на столе.
Выйдя за решетку
ограды, Зоя прошла по узкому искривленному переулку, вышла к улице,
освещенной тусклыми желтыми фонарями, остановилась у стеклянного навеса
автобусной остановки. Минут через пятнадцать подъехал маленький,
тарахтящий автобус, Зоя забралась внутрь и села на единственное свободное
место. Она вздохнула с облегчением, сняла перчатки, помассировала
застывшие пальцы. Затем повернулась к окну. Рядом с ней сидел негр, одетый
в шерстяное черное полупальто и аккуратную черную кепку из хорошей кожи.
Несмотря на плохое освещение и тряску, он читал книгу. Зоя заглянула в его
книгу и прочла несколько предложений. Понять ей удалось немного: какая-то
женщина заперта в темном помещении и ей страшно. Негр заметил, что Зоя
читает вместе с ним, и пододвинул книгу к ней поближе.
- Извините, - сказала Зоя. – Я просто так
заглянула.
- Вы можете почитать, - сказал негр. –
Это интересная книга.
- О чем
она?
- О том, как на один корабль вместо матросов
наняли прирученных обезьян. И что из этого вышло.
-
Думаю, что ничего хорошего из этого не вышло. Я не люблю страшные
книги.
- Откуда вы можете знать, что она страшная,
вы ведь ее не читали.
- Мне и читать не надо, я и
так знаю.
Негр замолчал и стал смотреть в
окно.
- Холодный сегодня день, - сказала Зоя, чтобы
продолжить разговор.
- Да, холодный, - ответил негр
и наклонился вниз, чтобы поправить сумку, стоявшую под сиденьем.
Зоя посмотрела на сумку – внутри нее что-то
зашевелилось.
- Кто у вас там? – спросила она с
испугом.
- Свинья. Маленькая
свинья.
- Поросенок?
- Да.
Поросенок.
- А почему он не
визжит?
- Он спит. Я его
усыпил.
- Зачем?
- Чтобы не
визжал. – Негр снова задвинул сумку под сиденье. – Я еду к друзьям и везу
им подарок, эту свинью.
- А почему вы ее сразу не
убили?
- Если бы я ее убил, то это была бы не
свинья, а кусок мяса. Просто свиное мясо.
-
Свинина.
- Да. Разве это подарок? Мясо – это не
подарок. А свинья – это подарок. Потому что тогда с ней можно сделать все
что угодно. И мой друг сам будет решать, что с ней делать. А мясо можно
только съесть и все.
- Да, я понимаю, – сказала
Зоя.
- Я сейчас выхожу, - сказал негр. – Выпустите
меня, пожалуйста.
Зоя посмотрела в окно и увидела,
что автобус подъезжает к ее остановке.
- И мне тоже
выходить, - сказала она удивленно. – Надо же, чуть не
проехала.
Зоя и негр вышли. Здесь, в окраинном
квартале, оказалось еще холодней, фонарей почти не было, но черные коробки
домов и протоптанные в снегу дорожки освещались ярким лунным светом. Негр
поднял голову.
- Полнолуние.
Зоя тоже посмотрела вверх. Огромный лунный диск, светло-голубой с
привычными контурами теней, висел совсем близко к земле.
- Да, - сказала Зоя. И помедлив, добавила. – Луна
огромная.
- В день январской полной луны многое
может измениться, - сказал негр.
- День уже прошел,
а ничего не изменилось, - устало сказала Зоя.
- Ну
вот, я уже пришел, - сказал негр. – Мои друзья живут вот в этом доме. – Он
указал на темный прямоугольный силуэт, в котором всего в трех окнах горели
слабые огоньки.
- А я живу вон там, - Зоя махнула в
сторону дома чуть поодаль. Ей вдруг захотелось продолжить знакомство,
пригласить негра на чай, накормить домашней стряпней, но она не знала, как
ему предложить.
Негр замедлил
шаг.
- Странно, у них в окнах свет не горит.
- А если там дома никого нет? – спросила
Зоя.
- Ну значит, поеду
обратно.
- Ну что вы, может, они вышли куда-нибудь,
прогуляться, и скоро вернутся, а вы уйдете, так и не повидавшись. – Зоя
зачастила скороговоркой, стараясь словами заглушить собственные сомнения.
– А вы бы зашли пока к нам, переждали, чаю попьем. Если что, у нас и на
ночь можно остаться, у нас на кухне диванчик есть. У меня правда муж
больной, парализованный, но это ничего, он ухода почти не требует, лежит
себе в спальне. Только когда нервничает, хрипит громко и здоровой рукой в
стену бьет, но я тут же приду и его успокою. Еще у меня сын есть, но он
редко домой приходит ночевать. Так что у нас спокойно.
Негр посмотрел на Зою недоуменно, будто не понял ее
быстрых слов на чужом ему языке.
- Знаете, может
быть, вы вместе со мной пойдете?
- Зачем? – опешила
Зоя.
- Ну я подумал, что мы могли бы поговорить еще.
Ведь вы непротив?
- Это так неловко… - протянула Зоя
и собралась было высказать и другие сомнения, но негр перебил ее.
– Ну как хотите. Тогда до свидания, я
пойду.
- Нет, если вы думаете, что это прилично, и
ваши друзья не рассердятся… А ваши друзья, они тоже
негры?
- Есть черные, а есть и белые… - задумчиво
сказал негр. – Да вы не бойтесь, чего вы боитесь?
Идемте.
Негр свернул к подъезду, и Зоя, на
расстоянии пары шагов, поплелась за ним в глубоком сомнении. Внутри
подъезда была темень, полная ночная темнота.
- О, да
у них света нет! – обрадовалась Зоя решению загадки. – Электричество
отключили! Поэтому окна и не горят.
- Осторожней.
Держитесь за меня, - негр подождал, пока она вцепится в его локоть, и они
на ощупь стали подниматься по ступенькам. Глаза быстро привыкли к темноте.
При бледном свете луны, льющемся из лестничных окон, были хорошо видны и
лестница, и перила, и стены, но Зоя все еще сжимала пальцами толстый
шерстяной рукав негра.
Подъезд был полон звуков.
Где-то на верхней площадке курили двое мужчин, заполняя подъезд табачным
дымом. Они спокойно беседовали о симфониях. Совсем близко, в каком-то
укромном углу хихикали подростки. В одной из квартир собака то лаяла, то
выла. Вдруг сверху распахнулась дверь и старческий надтреснутый голос
позвал: «Машенька! Машенька!» На секунду все стихло, но затем снова
мужчины заговорили, подростки захихикали, а собака залаяла.
Зоя с негром поднялись на второй этаж, и негр уже
собрался надавить на кнопку звонка, но Зоя
воскликнула:
- Подождите!
Она
сняла шапку, пальцами слегка взбила волосы. И вдруг
спросила:
- А как Вас зовут? Мы же даже не
познакомились. Меня Зоя зовут, а Вас?
- Меня зовут
Андре. По-русски Андрей.
- Андрей? – Зоя прижала
ладонь ко рту, чтобы не прыснуть от смеха. Ей показалось очень смешным,
что негра зовут Андрей. Но она тут же взяла себя в руки. – Очень приятно,
Андрей. Ну что, пошли? Стучите, звонок ведь не
работает.
Комната, куда провели Зою и Андре,
казалась огромной. «Они, наверное, стену сломали, - подумала Зоя, - не
может быть в наших домах таких комнат». Также она решила, что хозяева
очень богаты, сама не зная почему. Все-таки комната, по ее представлениям,
была обставлена не слишком роскошно. В углу стояли сервировочные столы с
закусками и напитками, вдоль стен – низкие бархатные диваны, на полу -
тонкий ковер с абстрактным узором. Стена, выходящая на улицу, полностью
затянута плотной шторой. Посреди комнаты, на журнальном столике
подрагивало пламя в большой масляной лампе, возле нее возился пожилой
негр, регулируя фитиль.
Оглядываясь в полумраке,
Зоя пыталась рассмотреть людей. Их было около десятка, в основном, негры,
вероятно, семья, потому что среди них были и старики, и совсем юные
мальчики. Женщин всего две, и обе белокожие. Не женщины, а юные девушки, в
одинаковых черных платьях, обтягивающих стройные тела. Они бесцельно
ходили по комнате, поправляли сервировку на столах, перекидывались
короткими фразами с мужчинами. Несколько молодых негров стояли в углу,
яростно о чем-то споря. Остальные просто сидели на диванах. Свет лампы
блестел на гладкой черной коже, выделяя широкие носы, губы, мерцающие
зрачки. Зоя остановилась у двери. К ней поспешили девушки, защебетав
что-то гостеприимное, подвели ее к столикам с едой и вручили бокал,
наложили в тарелку закусок. Зоя села на диван и попыталась отыскать
глазами Андре, но не смогла выделить его среди остальных мужчин. «Все они
на одно лицо, - подумала Зоя, - А может быть, он просто вышел из
комнаты».
Подросток принес барабан и начал
сосредоточенно выбивать на нем замысловатый ритм. Одна из девушек вышла на
середину комнаты и под ритм барабана стала дергать телом, изображая
уродливый танец. Вторая подошла к пожилому негру, наконец справившемуся с
лампой, и стала что-то ему раздраженно высказывать. К ней присоединились
другие. Пожилого обступили со всех сторон, громко в чем-то обвиняя,
показывая то на окно, то куда-то вверх, а тот отвечал коротко и разводил
руками. Наконец пожилой выставил ладони вперед, демонстрируя, что разговор
окончен, отвернулся и подошел к Зое. Зоя к тому времени встревожилась. Она
поступила очень опрометчиво, уступив приглашению Андре. Ей не следовало
сюда приходить. Пожилой уселся рядом с Зоей, заговорил с ней. Его голос
был спокоен и приветлив, как будто дела обстоят в полном порядке и все
идет как надо. Он представился Патриком.
- Патрик,
мне нужно домой. Пожалуй, я пойду. Дома столько дел, а я тут
сижу.
- Ну что вы, Зоя, вы же только вошли.
Посидите, поешьте, расскажите что-нибудь. Видите, все тут занервничали, ну
да ничего, свет скоро включат, и все будет в
порядке.
- Да, просто беда с этим электричеством.
Отключают чуть не каждый день…
- И все планы
срываются.
- Да-да. Я как-то раз мужа мыла в
ванной, и вдруг нá тебе: отключили и свет, и воду…
-
Прекрасно! А вы - знакомая Андре?
- Ну как сказать…
Мы познакомились в автобусе. Если можно так сказать. Он читал книгу, а я в
нее заглянула. Вот и разговорились.
- Что,
интересная книга? Что за книга?
- Что-то про
обезьян. Я сказала, что книга страшная, а он сказал, что нет, не страшная.
- Но вы же ее не читали, как вы можете знать, что
она страшная?
- Вот-вот, он сказал то же самое. Но и
он-то прочел только самое начало. Откуда он мог знать, что книга не
страшная?
- Когда вы берете читать книгу, вы не
знаете, какая она. Вы не можете чувствовать заранее. Понимаете, Зоя? Если
вы мельком прочли предложение в книге и вдруг почувствовали страх, то
книга здесь ни при чем. Зачем вы придумали этот страх? Чтобы познакомиться
с Андре? Он вам понравился? Чтобы прийти сюда и немного поразвлечься? –
Патрик вдруг разозлился и начал орать. – Отвечайте,
зачем?
Зоя смотрела на него, вытаращив глаза.
- Да что вы? Я ничего не придумала. У меня и в
мыслях не было… Я же хотела уйти, а вы сами сказали: «Посидите…» Я сейчас
же уйду.
Зоя подскочила с дивана, но Патрик ухватил
ее за руку.
- Сидите. Эти глупые белые женщины, с
ними ни о чем невозможно поговорить. Они ничего не понимают, -
сказал он тихо, будто сам себе. - Ладно. На чем мы остановились? Так
отчего вам стало страшно?
- Не знаю. У меня еще в
снах так бывает. Попадаешь в какое-то место, вроде бы ничего особенного, а
тебе вдруг становится страшно. Разве у вас так не
бывает?
- Вам часто снятся
кошмары?
- Не часто, но бывает. Вот, кстати, недавно
приснился жуткий сон. Я его хорошо помню, до самых мелочей.
Рассказать?
- Да. Очень
интересно.
- Сначала там были какие-то дети, они
позвали меня купаться на озеро. Мы пришли на берег. На берегу пусто и
тихо. Вода темная, по ней плавают листья и тина. Солнце светит - кажется,
что вода очень теплая. Дети залезли на большой камень, стали нырять,
плескаться, визжать. И я с ними залезла на камень, прыгнула в воду. Там
было мелко, около метра глубиной, но ноги попали в мертвые водоросли.
Знаете, такие липкие, скользкие водоросли. Они обволокли мне ноги до самых
коленей, а стебли отрывались и цеплялись к коже. Всплывали на поверхность,
липли к рукам и груди. Гадость…
Я тогда вылезла и
пошла искать место почище. И нашла прекрасный маленький пляж. Совершенно
чудесное место. Солнце сквозь сосны, песок плотный, а на нем трава такими
отдельными клочками. Причал из досок, доски теплые, прогретые, шершавые. И
вода темная, но чистая, на поверхности ни соринки, как зеркало. И я
прыгнула с причала…
Зоя вдруг замолчала и
прислушалась. Откуда-то издалека послышалась легкая мелодия, звук
постепенно нарастал. Зоя вгляделась в проем двери и там через пару секунд
возник силуэт девушки с транзистором в руках. Она поставила радиоприемник
на стол и объявила:
- Танцы!
-
Зоя, рассказывайте. – Сказал Патрик. – Очень интересный сон. Что же
дальше?
И Зоя продолжила.
-
Дальше самое жуткое. Я прыгнула в озеро. Там оказалось так мелко, что я
упала почти плашмя – зацепилась ногами. А подо мной были тела людей.
Скользкие голые человеческие тела. Они покрывали все дно. Утопленники. Я в
ужасе стала выбираться, но не могла устоять на ногах, потому что они были
скользкие. Спины, задницы, ноги, головы. Мне пришлось ползти по ним на
коленях и цепляться за них руками. Они лежали неподвижно, только женские
волосы развевались в воде и щекотали меня. Некоторые из них были мягкими,
будто уже разложились, а некоторые были упругими, почти совсем живыми. И я
ползла по ним еле-еле, знаете как бывает в снах, хочешь бежать, а будто
прирос к месту. И здесь также - я цеплялась за их лодыжки, ключицы, чтобы
вытянуть свое тело, упиралась в промежутки между их частями… В общем, я
вылезла, пришла в себя и услышала как вдалеке смеются дети. И это было еще
страшнее. Невинный издевательский детский смех…
Зоя
почувствовала, как от воспоминания о сне у нее побежали мурашки по коже.
Она подняла голову, оглядела комнату. Девушки и молодые негры танцевали
под звуки радио. Небольшая компания негромко разговаривала в углу,
распивая большую бутылку с красивой этикеткой.
И
тут вдруг откуда-то послышался громкий стук, звук бьющейся посуды и
резкое, отчаянное визжание свиньи. Через секунду в комнату вбежал
Андре:
- Свинья проснулась! – сказал он Патрику,
размахивая руками. – Что с ней делать?
Патрик
вскочил с дивана.
- Черт, про свинью забыли!
Запихивай ее обратно в сумку, понесем наверх. Зоя, пойдемте с нами. Только
оденьтесь – мы выйдем на улицу. Я сейчас фонарь
возьму.
Зоя, поддавшись суматохе, выскочила в
прихожую и моментально натянула сапоги, пуховик и шапку. Из темноты возник
яркий луч фонаря. Появились Андре и Патрик, темные фигуры с темными
лицами, под мышкой у Андре в сумке барахталась и верещала свинья. Вместе
они двинулись по коридору, затем прошли через несколько комнат. Где-то
работало радио, передавая последние новости, где-то ссорились мужской и
женский голоса, где-то монотонный бас на одной ноте твердил молитву. В
одной из комнат, свернувшись в кресле, мальчик читал книгу при свете
свечи. Когда они проходили мимо, быстро и громко топая ботинками, с
верещавшей свиньей, мальчик едва поднял взгляд и тут же снова опустил его
в книгу, не пошевелившись.
В одной из комнат у Зои
вдруг зацепился шарф. Она дернулась, но прочные нитки крепко держались за
невидимый крючок. Зоя торопливо ощупала шарф, наткнулась пальцами на
гвоздь в стене и попыталась отцепить от него ткань, но в темноте и в
спешке ничего сделать не получалось. Между тем Андре и Патрик прошли
сквозь комнату, вышли и захлопнули дверь. Зоя осталась в кромешной
тьме.
- Подождите меня! Андрей! Патрик! Подождите! –
крикнула Зоя, изо всех сил дергая шарф. Никто не отозвался. Зоя
сосредоточилась и спокойными движениями наконец отцепила шарф от гвоздя. В
это время где-то сбоку открылась дверь. В проеме возник молодой долговязый
негр с маленькой свечкой в руке. Другой рукой он приглашающе махал
Зое:
- Женщина! Сюда!
Сюда! Зоя робко подошла к
двери.
- Заходите! Заходите!
Сюда!
Когда Зоя вошла, негр шустро уселся в большое
кресло.
- Вы кто, женщина? – спросил он как-то
ехидно, и Зоя, совсем растерявшись, ответила:
-
Почтальон.
- Почтальон?! – рассмеялся негр, - Среди
ночи? И какую почту вы нам принесли?
- Нет…
Почтальон я по профессии, а здесь я в гостях.
Негр
сидел, развалившись в кресле, а Зоя стояла перед ним посреди комнаты, все
еще дергая в руках злополучный шарф.
- Значит,
сегодня вы к нам без почты… - Негр скорчил суровую гримасу. – Ну тогда
расскажите, как у вас там на почте, хорошая работа?
- Да нормальная работа… Вот только сейчас плохо…
- А
что такое? – Негр вдруг с озабоченным видом наклонился вперед, ухватив
себя за подбородок. – В чем проблемы? Да вы сядьте, что вы стоите как
столб. Сядьте и рассказывайте.
Зое было очень
неловко, но она не знала, что делать. Хорошо бы уйти, ей давно пора уйти,
но в огромной незнакомой квартире в кромешной темноте это сделать не так
просто. Поэтому Зоя села на стул и принялась отвечать на вопросы. Почта у
них хорошая, в центре города, но сейчас в здании делают ремонт. Но
работать надо, люди ведь пишут письма и отправляют посылки, и поэтому они
работают на улице. Она вместе с подругой сотрудницей работают во дворе. А
сейчас такой мороз, что руки у них совсем отморозились. И даже часов у них
нет, чтобы посмотреть, когда кончится рабочий день. И поэтому они ждут
Ефима. Когда приходит Ефим, значит рабочий день окончен и можно ехать
домой.
Негр слушал Зою с большим интересом. Как
только она сделала паузу, он тут же спросил:
- Ефим?
Кто такой Ефим?
- Это наш рабочий. Он забирает нашу
почту и относит в сортировочный цех. Он веселый такой, и мороза не боится,
ходит без шапки. Когда он входит в калитку, прямо душа
радуется.
Негр поднял брови и почесал
макушку.
- А что если ваш Ефим опоздает? На три
часа? И придет пьяный в стельку? А что если он скажет вам, чтобы вы сами
шли в сортировочный цех, там вы будете работать еще ночью? Зато в тепле?
А? Что вы будете делать?
- Ну что вы... Что вы
наговариваете на человека. Наш Ефим не такой.
- А какой?
- Он веселый, добрый. Я его давно знаю,
он хороший.
- Да? Так он пьет или
нет?
- Не знаю… Ну может быть, как все, по
праздникам…
- Вот и я тоже говорю, что ничего вы не
знаете. А я думаю, он такой старикашка спившийся, на носу у него замерзшая
капля, а на голове лишай вместо волос, поэтому и шапка не нужна, он вообще
её продал. Шапка ему не нужна, его лишай греет.
Негр захохотал, потом скорчил рожу и показал Зое язык. Зоя
заволновалась.
- Да нет же, он молодой и здоровый, а
волос у него на троих хватит, у него даже
бакенбарды…
- Бакенбарды? Это такие пучки, между
щеками и ушами?
Негр собрался было поговорить о
бакенбардах, но Зоя, вконец разозлившись, закричала:
- Хватит! Прекратите сейчас же!
- Да что вы так
кипятитесь. Что это вы так разозлились? Это розыгрыш. Вы в гости пришли, и
я вас развлекаю.
- Не смешно.
- А я говорю, это смешно. Ну хорошо, не горячитесь. Значит, Ефим у вас
волосатый как орангутанг. А что насчет подруги? Что у нее там с руками,
почему отморожены?
- Перестаньте! – Зоя подскочила
со стула. – Я пойду. Мне надо идти.
- Куда вам надо
идти?
Но Зоя ринулась к двери, рванула ее и
натолкнулась на Патрика, который в этот момент входил в
комнату.
- Вот вы где, - сказал Патрик. – А мы вас
потеряли. Только по голосу нашли. Пойдемте скорее.
Зоя, Патрик и Андре прошли еще пару комнат, поднялись по лестнице и
вылезли на крышу дома. Круглая, холодная луна висела чуть сбоку от крыши,
освещая снег бледно-голубым светом. Было очень холодно. Посреди крыши
стоял большой каменный сарай, и негры долго возились с замком, прежде чем
дверь со скрипом отворилась.
Они вошли
внутрь. Луч фонаря скользнул вбок, и Зоя увидела кур, сидящих на насесте.
Проснувшись, они наперебой закудахтали. На их голос откликнулось какое-то
животное из глубины сарая, издавая громкие хриплые носовые звуки - то ли
мычанье, то ли хрюканье. Тут же снова всполошилась свинья под мышкой у
Андре, она было утихла, а теперь визжала отчаянно и
пронзительно.
- Что у вас здесь, хлев? – испуганно
спросила Зоя.
- Мы здесь держим наших животных, -
ответил Патрик.
- Зачем? Ради мяса?
- Для разных целей. Для самых разных целей.
Например, вот курица. – Патрик схватил за лапы большую белую курицу,
перевернул вниз головой и помахал ею перед лицом у Зои. – Что с ней можно
сделать? Съесть ее проще простого. А мы учим ее
летать.
- Летать?
- Как вы
думаете, почему у человека до сих пор нет домашних животных, которые бы
умели хорошо летать? Не знаете? И я не знаю. А ведь это было бы полезно.
Пойдемте, я вам покажу.
Андре остался в сарае, а
Патрик, захватив курицу, подошел к краю крыши. Он надел курице на лапу
кольцо, к которому была привязана веревка, и бросил курицу вперед и вверх,
так, будто бы выпустил стремящуюся к полету птицу. Курица захлопала
крыльями и спланировала на ближайшее дерево. Она не удержалась на верхних
ветках и упала вниз, но на более толстых ветвях ей все-таки удалось
зацепиться. Курица, кудахча, топталась на ветке на уровне третьего этажа.
Как раз напротив нее на балкон вышел человек, задрал голову вверх и
крикнул: «Отцепить?» Патрик дернул веревку, но та застряла в ветках
дерева. «Да, давай, отцепляй!» - закричал Патрик человеку на балконе. Тот
взял палку, зацепил и подтянул к себе веревку. Патрик дергал веревку со
своего конца. В итоге человеку на балконе удалось притянуть к себе курицу
и освободить веревку. «Лови!» - закричал он и бросил курицу вверх. Патрик
быстро вытащил курицу обратно на крышу.
- Вот
видите, все-таки у нее уже кое-что получается. Раньше она просто падала,
как мешок, а теперь научилась залетать на дерево. – Патрик гладил
перепуганную птицу по спине, та нервно подергивала крыльями. – Ну, что
скажете? Как вам это нравится?
- Цирк какой-то. –
Зоя вспомнила пляшущую девицу, и гримасничающего негра, и животных в
хлеву. - У вас здесь цирк сплошной.
Патрик снова
вдруг вышел из себя.
- Если у нас цирк, то у вас,
вероятно, есть серьезные дела? Поужинать? Мужа в ванной помыть? Или может
быть, что-то другое? Политика, искусство, науки? А? Что вообще вы
называете серьезным, а что – цирком? А вот вы, кстати, не хотели бы
научиться летать? Попробуйте! Даже эта курица смогла, я думаю, у вас
тоже должно получиться. Сейчас мы вас пристегнем и
запустим.
Патрик был зол не на шутку, и Зоя
попятилась от края крыши.
- Не надо… Ну что вы,
Патрик, про цирк – это я в хорошем смысле… Весело у вас здесь… Ой, а там
что такое?
Она увидела на другой стороне крыши трубу
телескопа.
- Это телескоп. Хотите
посмотреть?
- Да, если можно.
- Пойдемте. Сегодня все большие планеты вон там, в южном небесном
полушарии. Юпитер сейчас очень близко, вон он, видите – яркая звезда. Уран
и Нептун тоже хорошо видны.
Они подошли к другому
краю крыши.
- А вон мой дом! Вон там я живу, три
самых левых окна на пятом этаже. – Радостно воскликнула Зоя, показав
пальцем в сторону пятиэтажки. И тут же забеспокоилась. - Свет горит во
всех окнах, сын что ли вернулся… Зачем он во всех комнатах свет
зажег?
- Хотите посмотреть на свои окна в телескоп?
– спросил Патрик.
- Да… Ох, и занавески не
задернули… Что же там у них…
Патрик опустил трубу,
настроил телескоп и уступил место Зое. Она заглянула в окуляр и увидела
свою комнату так близко, будто бы была прямо возле окна. По комнате бегал
муж в светло-голубой пижаме. Тощий и бледный, он то выбегал на кухню,
хватал трубку телефона и что-то кричал, размахивая левой рукой, то убегал
к себе в спальню и садился на кровать, обхватив голову руками, то подходил
к окну и смотрел вниз на улицу. Когда он стоял возле окна, Зоя ясно видела
его лицо, изможденное и отчаявшееся.
- Он бегает! –
в страхе воскликнула Зоя, оторвавшись от телескопа. – Он восемь лет не
вставал, а теперь бегает! Мне срочно нужно домой! Пойдемте
скорее!
Она схватила Патрика за руку и потащила с
крыши. Они быстро спустились по лестнице, пробежали по коридорам и
комнатам и очутились в прихожей. Зоя повернулась к Патрику с прощальными
словами, как вдруг со всех сторон ярко вспыхнул свет. Тут же раздался
резкий звонок в дверь. Патрик открыл. В квартиру вошли три милиционера.
Зоя схватила свою сумку и хотела выйти, но лейтенант преградил ей дорогу.
- Ваши документы!
Патрик
поинтересовался, в чем дело.
- Поступила жалоба.
Всем предъявить документы, - сказали ему.
Зоя молча
достала из сумки паспорт, лейтенант стал тщательно изучать его. Когда он
дошел до страницы с пропиской, он удивленно поднял
глаза.
- Дом три, квартира
восемнадцать?
- Да, - сказала
Зоя.
- А на вас подали заявление в
розыск.
- Кто подал? Когда?
-
Часа три назад. Ваш муж подал. Сейчас можете идти, завтра к трем часам
зайдете в отделение вместе с мужем.
Зоя схватила
паспорт и бегом помчалась к своему дому. Она влетела на пятый этаж,
открыла дверь и у порога увидела мужа. Больной и трясущийся, он протянул к
ней руки.
- Жива, милая! – прошептал
он.
И упал к ней в объятья.
|