Александр Донов
Именинник
Однажды, на
каком-то мероприятии, одна симпатичная знакомая пригласила меня на свой
день рождения. Конечно, я пообещал придти и даже какое-то время обдумывал,
что же ей подарить.
Каждый раз, когда мы
встречались после этого (а мы виделись еще несколько раз, но девушка не
напоминала о приглашении), я представлял вечер ее дня рождения:
очаровательная виновница торжества (планировалось, что я буду ее
кавалером), несколько элегантных гостей, приглушенный свет, ненавязчивая
музыка и легкое вино, может быть, медленные танцы. В какой-то мере я даже
ждал этого дня.
В назначенное время я позвонил
имениннице, уточнил, ничего ли не изменилось, взял заранее купленный
подарок и вышел из дома. Был вроде бы конец зимы. Ехать предстояло на
другой конец города. Я забрался в автобус и
задремал.
Минут через десять я очнулся. За
окном шел мокрый снег. Автобус ехал по хорошо знакомому маршруту, все как
обычно было в меру серо и терпимо уныло. От остальных пассажиров я
отличался разве что начищенными туфлями да свертком с подарком. До
предполагаемого места веселья оставалось ехать еще
полчаса.
На остановке женщина с коляской
неуклюже пыталась развернуться и протиснуться в дверь, я с интересом
наблюдал за ней. Вдруг какая-то бабулька прямо на ухо начала меня журить,
что это я не помогу новоиспеченной мамаше. Я смутился, встал со своего
места, вышел из автобуса и помог вынести коляску. Молодая мамаша
отблагодарила меня, не удостоив даже взглядом, а просто буркнув под нос,
что я настоящий мужчина. Я попытался обойти коляску, но в этот момент
автобус закрыл двери и уехал.
Разумно
рассудив, я решил, что время в запасе еще есть и я не спеша смогу дойти до
следующей остановки, заодно избавить голову от лишних
мыслей.
Я двигался по большому проспекту,
чавкая начищенными туфлями по снежной жиже, когда у меня зазвонил
телефон.
- Привет, - сказали мне в трубку. -
Когда ты будешь? Гости уже собрались.
- Да? -
удивился я. - Скоро буду.
Неожиданно я понял,
что автобус уехал вместе с моим подарком. Я прикидывал, что же делать:
отправиться без подарка или спешно искать магазин и купить, что первое
подвернется под руку.
Вечер выдался на
редкость отвратительным. Мокрый снег сменился ветром, и идти по широкому
проспекту стало очень холодно. Решив срезать, а заодно выйти, как мне
казалось, к магазину с подходящим подарком, я углубился в плохо освещенные
дворы.
Сначала окна домов освещали мой путь,
поэтому я двигался вполне уверенно. Однако мне так и не удалось выйти к
магазину ни через десять минут, ни через
двадцать.
Снова зазвонил
телефон.
- Саша, ты где?
- Иду, - ответил я
- Куда?
- Не
знаю.
Трубку на том конце
положили.
Но через мгновение позвонили снова.
На этот раз это был мужской голос, видимо, одного из
гостей.
- Ты Саша?
- Я.
- А где ты
ходишь?
- У меня дела, я скоро их доделаю и
присоединюсь к вам.
- Через
сколько?
- Я не могу точно
сказать.
-
Поторапливайся.
Вскоре я окончательно
заблудился. Оставалась еще надежда на прохожего, который смог бы
подсказать дорогу. Но прохожих не было.
Если
подождать, кто-нибудь и появится, подумал я, и дойдя до ближайшего дома,
присел на скамейку у подъезда. Я сидел и болтал ногами, стряхивая
прилипший грязный снег.
Не прошло и десяти
минут, как из подъезда появился крупный рыжий мужчина. Несмотря на
прохладу, он был в майке и спортивных штанах, на ногах болтались домашние
тапочки. Сильным рычащим голосом он вдруг заорал, что это его скамейка и
чтобы я немедленно убирался.
Несмотря на его
явную недоброжелательность, я поднялся со скамейки и, извинившись,
спросил, как дойти до автобусной остановки. Тип сел на скамейку, закинул
ногу на ногу и махнул рукой в сторону, противоположную той, откуда я
пришел.
- Далеко идти? - поинтересовался
я.
- До края деревни, дальше минут пятнадцать
через поле и выйдешь на шоссе. Там автобусы и ходят два раза в день, но
сегодня оба уже прошли. Так что спешить тебе некуда… Как, говоришь, тебя
зовут? Какой-то ты щупленький, да и одет не по погоде. В таких ботинках на
поле выходить нельзя: дороги там нет. Оставайся ночевать у нас в избе.
Бабка баню натопит, пирогов напечет. Гости редко у нас
бывают.
- Да мне на день рождения нужно
попасть.
- Ну, считай что попал. Бабка,
накрывай на стол, меня поздравлять пришли! Подарок-то принес?
Я в ужасе начал шарить по карманам и, хотя
знал, что подарка у меня нет, дотошно изучил все карманы. Тип хитро
смотрел на меня и ждал.
В кармане я наткнулся
на телефон и вытащил его. Мужик обрадовано заморгал и выхватил у меня
телефон, случайно нажав несколько кнопок. Заиграла музыка. "Именинник"
затанцевал, скорее даже не затанцевал, а задергался, вскидывая то одну, то
другую ногу.
Телефон все играл и играл, мужик
в тапочках приплясывал под повторяющуюся
мелодию.
…На скамейке у подъезда сидел
"именинник", я лежал рядом на мокром асфальте, в кармане играл
телефон.
- Саша, ты мудак, - донесся из трубки
мужской голос.
____________
В качестве приложения к рассказу мы посчитали необходимым привести его
культурологическую деконструкцию в форме диалога.
Персонаж 1: Отличная история. Без концовки напоминает Кадзуо Исигуро. Бессмысленное
блуждание и общая апатичность.
Персонаж 2:
Да-да. Хороший текст.
Персонаж 1: Не надо этих
общих фраз. Ты по существу можешь сказать, чем хорош данный
текст?
Персонаж 2: Легкие недоразумения,
накапливающиеся естественно, без всякой натяжки. Приятный фон - холод,
сумерки, мокрая жижа. Будто водитель ночью в незнакомом городе проехал на
красный свет, а потом свернул не на ту улицу, и через несколько подобных
итераций оказался настолько потерянным и "нелегальным", что бросил машину
на каком-то углу, забыл о ней и уснул на ступеньках
гастронома.
Персонаж 1: Да в своем ли вы уме?
Во-первых, речь идет не о водителе, а о нашем общем знакомом Александре.
Странно, что вы не поняли этого, казалось бы, очевидного факта. Именно он,
Александр, бегал по городу с подарком и без подарка, пока не увяз в пивном
ларьке, привлеченный бюстом продавщицы. На самом деле не было у Александра
никакой подруги, пригласившей его на день рождения. Был только друг,
который в конце рассказа назвал его мудаком. Александр, вдребезги пьяный,
ехал к этому другу, но считал, что приглашен подругой на день рождения.
Этот друг, это, в общем-то, Баскаков, постоянно звонил Александру и
спрашивал, где он. Саша, совершенно невменяемый, не понимал, ни где он
находится, ни к кому едет, ни в каком качестве. Он думал, что он Вадим
Климов и едет в гости к Александру в Череповец. Ухмылялся, представляя,
как набьет физиономию отчиму, оккупировавшему череповецкую квартиру. Он,
Климов, не побоится сломать коленом нос зарвавшейся русской свинье. Но при
чем здесь подарок в таком случае?
Персонаж 2:
Следи за текстом. Автор пишет: "Сперва окна домов освещали мой путь и я
двигался вполне уверенно, но, не выйдя ни через десять, ни через двадцать
минут на дорогу...".
Многоточие. Литературный
прием - многоточие ни с того, ни с сего. Наткнувшись на эти точки,
читающий должен взять на себя ответственность. И сам тащить на себе
бедолагу автора по грязным петербургским дворам под музыку телефонного
звонка и мат Баскакова. В то время как настоящий автор спит на
работе.
Персонаж 1: А он, может быть, не спит,
а ест сардельки в тесте вместе с уборщицей, притащившейся зачем-то на
работу ночью. Они уже съели по семь сарделек. Вернее, Саша съел восемь, а
уборщица шесть. С набитым ртом они читают наш разбор и улыбаются.
Александр чувствует себя знаменитым, а уборщица просто дура и улыбается не
переставая.
Персонаж 2: Все это почему-то
напоминает мне туалет в Паркере.
Персонаж 1:
Это, наверно, из-за того, что вы любили с Вероникой есть в
туалете.
Персонаж 2: У Вероники была серьезная
проблема, связанная с туалетом. Когда она собиралась обедать, то шла в
туалет, чтобы помыть руки. Но потом ей приходилось чистыми руками браться
за ручку двери туалета, чтобы выйти. И когда она добиралась до своего
обеда, то уже пачкала руки о несколько дверных ручек. Особенно ее пугали
ручки туалетной двери - внутренняя и наружная, самое скопище микробов.
Иногда она чувствовала такую брезгливость, что возвращалась в туалет
помыть руки еще раз.
Персонаж 1: Я бы на ее
месте отрубил себе руки.
Персонаж 2: Это не
выход. Кроме рук, у нее было полно других
проблем.
Персонаж 1: Это не значит, что руками
не нужно было заниматься.
Персонаж 2: Но
проще, конечно, обедать в туалете в желтых резиновых
перчатках.
Персонаж 1: Хоть бы и так… Мне
сейчас позвонила слабоумная сотрудница Александра и сообщила, что он
все-таки подавился сарделькой в тесте, читая наш разбор. И теперь из
видеоинженера Саша превратился в пациента-утопленника. Эту сардельку
пытаются вытащить из него семнадцать человек. И ни у одного это не
получается. Как бы Александр Донов не околел
там.
Персонаж 2: И что ты им посоветовал?
Пропихнуть девятую сардельку?
Персонаж 1: Ты
должна понимать, что я разговаривал не с докторами, а со слабоумной
уборщицей, которую вдобавок было сложно понять, потому что она жевала
сардельку в тесте. Я спросил, есть ли у Саши шансы выкарабкаться. Ответом
мне послужила отрыжка. Взбешенный, я положил
трубку.
Персонаж 2: Видеокамера, оставленная
без присмотра, вела прямую передачу Петербургского телевидения. Если
Александр очнется, то его уволят с работы. Или он очнется
знаменитостью.
Персонаж 1: Говорят, в видеокамеру вместо DV-кассет загрузили
сардельки в тесте, и камера записывала видео на эти сардельки,
которыми потом и подавился Александр.
|