#4. Мизогиния


Алексей Лапшин
Мужское/женское

Мне предложили написать статью о мизогинии. Это не очень приятно, как-то по-змеиному звучащее на русском языке слово означает ненависть к женщинам. Причем ненависть эту могут испытывать представители не только мужского, но и женского пола. Так утверждает современная психология, которой мы, однако, вовсе не обязаны верить на слово. Я и не верю. Берусь утверждать, что мизогинии в чистом виде не существует. Для меня она неотделима от мизантропии. Нельзя ненавидеть женщин и одновременно позитивно относиться к мужчинам. Представители полов слишком тесно связаны друг с другом. Есть, конечно, случаи повышенной агрессивности к женщинам, они бывают небезынтересными, но это уже область патологии. Возможны и приступы острой неприязни к "слабому" полу, вызванные жизненными обстоятельствами, но это явление проходящее. Говорить же о мизогинии как о состоянии постоянно влияющем на человеческую психику мне представляется неверным. Разумеется, это не значит, что конфликт мужского и женского начал - миф, созданный мрачными философами и психиатрами. Существуют глубинные различия на уровне архетипов, которые видимо всегда будут являться причиной повышенного драматизма пространства Эроса. Об этом мы и будем здесь размышлять.

Коснемся немного проблемы формирования отношений между полами. Интересные рассуждения на эту тему есть у Юлиуса Эволы. Приведу довольно обширную цитату из его книги "Лук и булава".

    В реальности существует столь же мало "абсолютных" мужчин и женщин, сколько в реальной природе абстрактных треугольников, абсолютно соответствующих геометрическому описанию. Как правило, мы имеем дело с существами, в которых преобладает мужское (таких людей мы называем "мужчины") или женское качество ("женщины"), к которому почти всегда в той или иной степени примешано качество противоположное. Основной закон сексуальной притягательности, предугадываемый ещё Платоном и Шопенгауэром и позднее более точно сформулированный Вайнингером, гласит, что в своих наиболее типичных формах она возникает как результат встречи мужчины и женщины, чья мужская и женская составляющая в сумме дают абсолютного мужчину и абсолютную женщину. Мужчина, обладающий на три четверти мужским началом и на одну четверть женским, испытывает непреодолимое магнетическое притяжение к женщине, у которой соотношение женского и мужского начала составляет соответственно три четверти и одну четверть, поскольку их сумма как раз и даёт абсолютную женщину и абсолютного мужчину, которые образуют единство. Этот закон имеет силу для любых проявлений сильного, глубинного, "стихийного" эротического влечения между противоположными полами, но не работает применительно к ослабленным и уплощённым буржуазным формам сексуальности или чисто "идеальным" и "сентиментальным" проявлениям любви.

Несмотря на некоторую механистичность, структура отношений, описанная в этом фрагменте, выглядит вполне основательно. Действительно, чисто мужские или чисто женские сексуальные типы встречаются крайне редко. Скорее всего, сегодня их не существует вовсе. Наверняка процентное соотношение мужского и женского начал играет важную роль при сексуальном сближении полов. Однако Эвола исходил из того, что секс в идеальном случае должен привести к единству мужчины и женщины. Естественно, он имел в виду единство внутреннее, духовное. Вопрос в том, так ли уж необходимо это единство.

Упомянутый и очень ценимый Эволой Отто Вайнингер в книге "Пол и характер" писал: "Ж только сексуальна, М тоже сексуален и ещё кое-что сверх этого". Отсутствие в женщине более высокого начала, чем сексуальность, по мнению Вайнингера, делает пропасть между ней и мужчиной непреодолимой. Книга "Пол и характер", пожалуй, самое яркое проявление неприятия феминной природы в философской литературе последних столетий. Женщина предстаёт в ней аморальным существом без индивидуальности , лишённым души и воли, не способным ни к мышлению, ни к настоящим чувствам. В конце своего труда Вайнингер приходит к радикальному выводу о том, что половой акт противоречит идее человечества, так как женщина в нём хочет являться всего лишь объектом, а мужчина видит в ней только вещь. Вскоре после публикации своей книги (1902 г.), вызвавшей споры, не утихающие по сей день, двадцатитрёхлетний Вайнингер застрелился. Эффектная и логичная смерть для такого философа.

Конечно же автор "Пола и характера" читал "Крейцерову сонату" Толстого. И для русского классика, и для юного австрийского мыслителя сексуальные отношения есть чистое потребление постепенно ведущее мужчину и женщину к взаимной враждебности. История интеллигента Позднышева, зарезавшего в припадке ярости свою многодетную жену - беспощадный приговор союзу, основанному на обычаи (человеку необходимы семья и дети), поверхностных чувствах, эмоциях и сантиментах. Вспомним сюжет "Сонаты". Далеко неглупый молодой мужчина уже имеющий богатый сексуальный опыт, когда "подходит срок" с честными намерениями женится на вполне привлекательной, хотя и немного капризной девушке. Первоначальная влюблённость или её иллюзия стирается временем. Годы идут, Позднышевы размножаются, а отчуждение становится всё сильнее. И без того натянутые отношения усугубляются новой "чистенькой" любовью жены, вызывающей бешеную ревность мужа. Здесь как раз и проявляется внутреннее противоречие подобных отношений. Хотя Позднышев уже давно презирает свою жену как личность, стремление по-прежнему обладать ею как собственностью не даёт ему покоя, доводит до крайней степени нервного возбуждения. Развязкой становится убийство.

Что мы можем извлечь из этого сюжета в рамках эротической темы? В сущности Толстой предвосхитил выводы Вайнингера. Мужчина в сексуальных отношениях видит в женщине свою вещь, женщина желает в этих отношениях быть объектом. Проблема в том, что женщина объект ускользающий. Недаром в традиции женское начало ассоциируется с водой. "Слова, что нам дева шепнула, Можно на ветре писать, Да на бегущей волне" - изящно выразился Катулл. Пытаясь выступать в роли собственника этой "воды", мужчина сам себя обрекает на травму. Большинство союзов, и семейных, и внебрачных с небольшими нюансами построены на тех же шатких основах, что и у Позднышевых. Теоретически любой из них может закончиться такой же трагедией. Правда, далеко не у каждого нынешнего мужчины хватит духа даже в ярости, чтобы убить. Нормой считается существование таких союзов в "замороженном" состоянии или же их распад. За всеми аналогичными отношениями просматривается одна и та же схема. Соединившись под влиянием чувственности иногда даже помноженной на иллюзорную близость интересов, люди постепенно начинают открывать, что на самом деле внутренне чужды друг другу. Живя вместе, они всё сильнее ощущают своё одиночество, хотя внешне поддерживают вид благополучия. Более развитые пары это осознают и рефлексируют, менее развитые - пребывают в тупом озлоблении.

В действительности, и Толстой, и Вайнингер, да и множество других авторов преувеличивали значение сексуального влечения при образовании союзов. В массе случаев соединение людей происходит совершенно случайно. "Заброшенные" в этот мир существа, не знающие цели, встречаются в лабиринте жизни. Вполне могла бы произойти и совсем другая встреча. Огромное количество поступков человек совершает механически. В первую очередь это касается его социального бытия. Так называемые общественные связи, работа, друзья, семьи, если присмотреться чуть-чуть повнимательнее - суть пустота. Удача, когда это бывает не так. То же самое можно сказать и о сексуальных встречах. Очень часто чувство ревности вызвано не каким-то особым влечением, а страхом потери определённого статуса в глазах других. То есть секс может быть отражением социального самоутверждения. Мужчины из "низов ", как правило, испытывают дополнительное возбуждение, если им вдруг приходиться "падать в любовь" с женщиной гораздо более высокого положения. Примерно то же "победное" ощущение испытывают богатые уродцы покупающие красоту. И в одном, и в другом случае это в значительной степени компенсация неравенства. Женские чувства в этом отношении в определённом смысле сложнее. Им скорее свойственно разделение социального и эротического. Многочисленные охотницы за "богатыми и знаменитыми" четко осознают это разделение. Ведь охотятся они не за наслаждением, а за престижным положением в обществе. Тем не менее, на уровне общей массы замужняя женщина обычно смотрит на незамужнюю свысока, поскольку считает себя более "реализованной". Таково влияние социализации на женскую психику.

Мишель Фуко в своей "Истории сексуальности" верно связывал секс с властью. Стоит добавить, что сегодня связь эротической и социальной сторон жизни как никогда очевидна. Сексуальность, причём в трактовке всевозможных пошляков, стала открыто оцениваться по социальным стандартам, точнее стандартам "успешности". "Успех" приравнен к сексуальности. Для власти подобные интерпретации служат надёжным средством контроля над людьми. Не зря СМИ уделяют сексу столь много внимания. Особенность ситуации в том, что вся эта пропаганда сопровождается не пробуждением энергии полов, а их вырождением. Культ потребления, проникший практически во все сферы жизни, существенно ослабил мужские позиции и изменил позиции женские. Чтобы чувствовать себя "полноценным" в сложившемся обществе, мужчина вынужден фактически превратиться в слугу женщины. Он и превращается, хотя преимущественно и не отдаёт себе в этом отчёт. Если перенестись на уровень метафизики, то речь идёт о подчинении и служении изменчивому, ускользающему материальному миру, который соответствует сути женского начала. В социальном же контексте мужчина тратит свою энергию, способности, волю главным образом для того, чтобы обеспечить бытие женщины. Безусловно, такие отношения существовали и раньше, но именно при расцвете культа потребления они приобрели глобальный характер. Вместо того, чтобы оплодотворять, творчески преобразовывать материю, мужчина превращается в её импотентного раба. Стремление к господству, свойственное мужскому началу, сыграло с сильным полом злую шутку. Мужчина попал в ловушку вещей. С другой стороны, ослабло и чувство идентификации у женщины. Дефицит в мире творческого, организующего принципа делает женскую природу более хаотичной и неопределённой.
Такие отношения половых психотипов - явная дисгармония. Доминируют "уплощённые" формы сексуальности, при которых закон соответствия, описанный Эволой в процитированном выше тексте, не работает. Но повторю ещё раз: так ли необходимо пусть даже временное слияние мужского и женского принципов, которое часто принимается за идеал? Серьёзные сомнения вызывает пантеистическая подоплёка этого слияния, растворение творящего субъекта - мужчины в принимающем объекте - женщине. (Думаю, понятно, что разговор о вещах иного порядка, чем телесные связи.) Избежать такого растворения можно лишь при ясно осознаваемом проведении границы между собой и другим (другой). Я не ты, ты не я. Мы всегда отдельные существа на этой планете. Истинное сближение это не вбирание в себя недостающей четверти или половины, так или иначе основанное на подчинении, а бескорыстное принятие в свою жизнь жизни иной.