#4. Мизогиния


Маргарита Кривченко
Собаки лучше, чем грязная посуда

- Чертов идиот! – Анна сбежала по лестнице и выскочила из подъезда раньше, чем ее муж успел запереть дверь на все замки. На ходу завязывая пояс пальто, она понеслась к углу дома, где стояли мусорные контейнеры. Как раз в этот момент дворник толкал один из контейнеров к грузовику-мусоровозу, который не мог подъехать ближе из-за припаркованных легковушек. Из контейнера торчал огромный кусок рекламного плаката с улыбающейся блондинкой на зеленом фоне.

- Постойте! – закричала Анна, и дворник недоуменно обернулся. Анна подбежала к контейнеру. – Мне нужно посмотреть… Мне нужен мой пакет…

Дворник остановился и молча отошел от контейнера. Анна начала перебирать пакеты с мусором, пока не наткнулась на знакомый. Сквозь белый полиэтилен просвечивали шкурки апельсинов – муж вчера после ссоры сожрал штук пять. Анна схватила пакет и теперь была готова поведать дворнику всю историю:

- Муж, идиот, вчера выкинул свое обручальное кольцо в мусор. Представляете? Мы ругались на кухне, он стащил кольцо с пальца, швырнул в ведро и ушел в комнату. Я хотела вытащить, но тут он из комнаты заорал, что я всю жизнь сижу у него на шее, ничем не занимаюсь, только деньги трачу. А я никогда не сидела у него на шее, наоборот, я всю жизнь работаю, у меня минуты нет свободной, экономлю как могу, домашнее хозяйство разве за труд не считается?

В этот момент муж наконец настиг Анну, дернул ее за рукав и потащил к машине. Анна крепко прижимала к себе мусорный пакет. Отключив сигнализацию, муж вырвал пакет у нее из рук и сунул его в багажник.

После вчерашней ссоры муж нашел в интернете вакансию смотрителя экспозиции в Центре современного искусства, позвонил и договорился о собеседовании для Анны. И теперь он вез ее туда, молча, упершись взглядом в дорогу. Анна достала из сумочки зеркальце и привела себя в порядок. Это занятие успокоило ее. Вот и хорошо, подумала Анна, все к лучшему. Она размышляла о том, как всё устроится, если она выйдет на работу, и нашла массу плюсов. Работа с искусством, делать ничего не надо и к тому же финансовая независимость. Как это замечательно! Анна вдруг ощутила радость и волнение перед новой счастливой жизнью и спросила у мужа веселым тоном:

- Не опаздываем?

- Дороги свободные, приедем даже раньше.

Муж высадил ее у ворот Центра, а сам отъехал в поиске места для парковки. Анна вошла в помещение, спросила у охранника, как можно увидеть менеджера по персоналу, тот позвонил по телефону: «Вас просят подождать несколько минут». За стеклянной дверью Анна увидела кафе.

- Я подожду там, - она кивнула на дверь. – Скажете менеджеру, что я там?

Чистенькое кафе, маленькие полированные столики, на каждом – пепельница и живая роза. Анна расположилась у окна и огляделась. Посетителей совсем мало. Мужчина в белом пиджаке со стаканом вина читает газету, в другом конце женщина с ребенком. Мальчик вертится и балуется, женщина дергает его, негромко говорит что-то строгое, тот кривит гримасу и через минуту снова начинает баловство. В конце концов он роняет чашку с блюдцем, прибегает официантка, вежливо и холодно произносит несколько слов. После небольшого разговора, которого Анна не расслышала, но догадалась, что речь шла о разбитой посуде, женщина встала из-за стола, погрозила мальчику пальцем, показала на стоящую рядом со столом большую сумку и ушла вслед за официанткой в подсобку. Мальчик, растерянный, остался один за столиком.

Пока Анна вполоборота следила за этой сценой, к ней подошла девушка:

- Извините, вы случайно не Анна?

Анна вздрогнула от неожиданности: она не заметила, как девушка появилась у ее стола.

- Да, я Анна.

- А я Фаина, ваш дизайнер… который на удаленной работе. Вот, я принесла показать проспект, как он будет выглядеть в бумажном варианте. - Девушка подсела к Анне за столик, открыла папку, вытащила рекламный проспект. Анна неуверенно взяла его в руки и стала рассматривать. Она подумала, как бы спросить у девушки, нет ли в этом какой-то ошибки, та ли она Анна, которая ей нужна, но тут в кафе вошел ее муж.  Он увидел жену, рассматривающую проспект, улыбнулся, сделал ей знак рукой, мол, не буду вам мешать, и сел в стороне. Анна сказала:

- Извините, но, возможно, вы ошиблись, я не та Анна, которая вам нужна. Я пришла устраиваться на работу, жду менеджера.

Девушка-дизайнер смутилась, покраснела, резким движением выхватила у нее из рук проспект, пробормотала извинения и удалилась. Муж подсел к Анне:

- Что, уже взялась за работу?

- Просто девушка перепутала. Мне сказали подождать здесь, пока не придет менеджер.

С лица мужа слетело добродушие.

- Чувствую, это надолго. Мне надо съездить кое-куда. Вернусь минут через сорок. Если освободишься раньше, жди меня здесь.

Вдруг Анна заметила, как у столика, где сидел ребенок, мужчина в белом пиджаке лезет в оставленную сумку. Мальчик куда-то делся, сумка осталась без присмотра, и мужчина, жуликовато озираясь, открывает молнию, роется в вещах, сует в карманы коробочки.

- Смотри! – воскликнула Анна мужу, кивая на жулика. – Это не его сумка, он ворует.

- Ты только не лезь! – раздраженно зашипел муж. – Не ввязывайся. Помни - ты пришла устраиваться на работу, и если ты сейчас ввяжешься в скандал, то никакой работы не получишь. Это тебе ясно?

Анна замолчала и отвела глаза к окну.

- Я пошел. Жди меня здесь.

Муж ушел, Анна заказала стакан минеральной воды и, ни о чем не думая, стала смотреть в окно. За соседний столик уселась полноватая женщина средних лет. Она сообщила подошедшей официантке, что ей ничего не нужно, поерзала в кресле и повернулась к Анне.

- Извините, вы случайно не менеджер по персоналу?

- Нет, - ответила Анна, – но я тоже его жду.

Женщина оживилась и пересела к Анне.

- Вы тоже устраиваться на работу? Смотрителем экспозиции?

Анна оглядела конкурентку, представила себя со стороны и подумала, что внешностью она явно выигрывает.

- Да, я устраиваюсь, – сказала она дружелюбно.

- А я вот решила уволиться со своей работы. Двенадцать лет проработала и больше не могу. Я расскажу вам почему. Ведь все равно нам с вами ждать… Я работаю на зеркальной фабрике. Мы делаем зеркала – большие, маленькие, крохотные для кукол, а то и целые зеркальные стены. Я работаю на мойке, отмываю зеркала перед упаковкой. Грязь, пятна, подтеки… Оттираю специальной тряпкой. Вот я стою перед каждым зеркалом, осматриваю поверхность, брызгаю очиститель, тру тряпкой пятна… Я смотрю только на поверхность, на грязь. Но там, в отражении, все время вижу эту женщину в синем рабочем халате. Я знаю, что это мое отражение. Но так как я смотрю на пятна, то эта женщина как бы расплывается в моем зрении. Я не смотрю на нее, не думаю о ней, мне нужно делать работу как можно быстрее и лучше. Но она… Как бы выходит из-под моего контроля. Понимаете?

Женщина посмотрела на Анну рассеянным взглядом. Анна кивнула, но ей вдруг захотелось прекратить разговор, отсесть подальше, отгородиться. Женщина продолжала:

- Так вот, эта фигура в зеркале, расплывчатая фигура дублирует мои движения и мне становится… неприятно. Тревожно. Будто бы это не я. Как будто, поскольку я не слежу за ней, она может… потерять со мной связь. Поэтому я иногда говорю с ней. Перед началом работы смотрю ей в глаза, приветствую. Давай сегодня без эксцессов, ладно, милая? А она… Ну вы понимаете, она – ведь это я, ей ничего не остается, как делать то же самое. Это просто отражение, говорю я себе, но я работаю на фабрике двенадцать лет… И привыкла считать ее… кем-то… Подругой, может быть. Сотрудницей… Ничего такого, если люди разговаривают с зеркалами. В сущности, каждый как-то общается со своим отражением, да? Корчит рожи, рассматривает прыщи, морщины… Но ведь я не могу даже отвернуться от него… И не могу посмотреть на него, потому что должна смотреть на пятна… И вот я наконец поняла, что нужно делать. Нужно уйти от нее. Уволиться с работы. Пусть она там как хочет.

- Извините, - сказала Анна. – Мне нужно в туалет.

Анна вышла в фойе и пошла по коридору. Дверь с символом, обозначающим женскую комнату, оказалась в самом конце. Но не успела она взяться за ручку, как мужчина в рабочем комбинезоне ловко проскользнул мимо нее и первым заскочил в туалет. Перед тем, как закрыть за собой дверь, он обернулся с улыбкой:

- Мужской на ремонте.

На обратном пути Анна задержалась в фойе. Ей не хотелось снова идти в кафе, она устала сидеть. Она прошлась вдоль стен, разглядывая выставленные скульптуры. Из глубины коридоров появилась дама в строгом костюме. Заметив Анну, она уверенно направилась к ней:

- Вы пришли на собеседование?

- Да, - с облегчением сказала Анна. Она осмотрела менеджера. Темно-серый костюм, едва заметный макияж, волосы гладко зачесаны назад. На левой щеке – большое родимое пятно, покрытое короткими густыми волосками, как будто на кожу наклеили кусочек темного бархата. Анне даже захотелось провести по пятну пальцем. Анна подумала, что для смотрителя экспозиции ей тоже понадобится новый костюм и новая прическа

- Пойдемте, - сказала менеджер и повела ее в выставочный зал.

Они вошли в просторное помещение, посреди которого торчали пять огромных мухоморов.

- Вот, можете осмотреть выставку, - сказала менеджер. Анна обошла по очереди каждый из грибов. Оказалось, что они только на половину мухоморы, две оставшиеся четверти составляли другие грибы, названия которых Анна не знала.

- Ну, что скажете? – менеджер шла рядом с Анной. – Что вы можете сказать об этих арт-объектах?

- Это большие красивые грибы, - сказала Анна. – Полумухоморы.

- Выставка называется «Гигантские трехчастные грибы», их сотворил известный немецкий художник. Что вы чувствуете, находясь здесь, среди них?

- Знаете, я немного растеряна, - сказала Анна.

- Да, растерянность. Хорошо. А еще?

Анна чувствовала, что должна сказать что-то умное, но ничего не приходило ей в голову. Грибы были просто грибами. Однако молчание означало поражение, и она спросила:

- Интересно узнать, а что вкладывал в эти объекты художник?

Менеджер поджала губы, но все же сообщила:

- Раздвоение, растроение, шаманство, древние культы, психотропные феномены, предвестие новой культуры… Ну ладно. Значит, грибы вас не впечатлили. А вам знакомо имя Марка Ротко?

В это время они уже выходили из одного зала и переходили в другой. Там на стенах висели прямоугольные картины, просто выкрашенные в один, два, максимум три однородных цвета. Анна поняла, что работу она не получит, и теперь в голове готовила речь для мужа, пытаясь предугадать его вопросы и восклицания. Ей теперь нужно было придумать, как обвинить все это никчемное искусство и оправдать себя.

- Я думаю, вы понимаете… - сказала менеджер Анне. – Вы не можете работать смотрителем экспозиции, если вам нечего сказать про экспозицию. Если при виде объектов искусства вы не чувствуете ничего, кроме растерянности.

- Там в кафе сидит еще одна претендентка, - вспомнила Анна. – Может быть, она что-то почувствует.

- Пригласите ее в зал с грибами, – приказала менеджер, но добавила после секундной паузы. – Если вас не затруднит.

Анна пошла назад. В фойе возле скульптур крутился мальчик. Охранник вышел из своей кабинки и хмуро смотрел на ребенка. Увидев Анну, охранник спросил:

- Это не ваш мальчик?

- Нет, - ответила Анна. – Он в кафе разбил посуду, и его маму увели в подсобку.

Охранник тут же схватил мальчика за шиворот.

- Посуду разбил, а теперь хочешь скульптуры сломать? Знаешь, сколько они стоят? Твоя мать за всю жизнь столько не заработает. Иди на улицу, там подождешь.

Охранник потащил мальчика к выходу, но Анна схватила ребенка за руку.

- Подождите! Я им займусь. Вдруг с его матерью что-нибудь случилось? Нельзя же ребенка вот так на улицу вышвырнуть!

- Забирайте. И следите за ним получше, - охранник отпустил мальчика и жестко посмотрел Анне в глаза. – Если он что натворит, вы будете отвечать.

Анна с мальчиком снова вошли в кафе. Работница зеркальной фабрики теперь сидела за столиком с мужчиной в белом пиджаке, перед ней тоже стоял стакан вина, почти не тронутый. Они оживленно беседовали и работница, очень веселая, вовсю строила глазки. Анна вспомнила о задании, подошла к ним и сказала ей:

- Идите, вас ждут.

- А вы?

- Меня не взяли. Может, вам повезет. Что вы почувствуете, если окажетесь в комнате среди гигантских мухоморов?

- Гигантских мухоморов? Ужас. Одиночество. Я почувствую, что попала в галлюцинацию.

- Чудесно. Думаю, вы им подойдете.

Анна взяла мальчика за руку и отправилась с ним в подсобку. На кухне несколько поваров что-то резали, мешали и поджаривали. Анна столкнулась с официанткой.

- Вы не знаете, куда делась женщина, та, что разбила посуду?

- Она на мойке. Она теперь у нас будет посуду мыть, - официантка показала пальцем на соседнее помещение. Анна с мальчиком направились туда.

Женщина в резиновом фартуке стояла у мойки и мыла тарелки.

- Мама! – закричал мальчик. – Пойдем домой!

Женщина обернулась. Увидев Анну, держащую за руку ее сына, она стала рассказывать ей:

- Вот, вроде как на работу устроилась… Сначала они велели заплатить за чашку и блюдце, но денег у меня нет, и тогда они велели отработать. Помыть немного посуды. Это я запросто, посуду я люблю мыть. Я быстро помыла и хотела уходить, но тут вышла главная, управляющая, любезная такая, сказала, что я отлично справилась и, может быть, смогу у них работать. Зарплата неплохая. А мы с Димой сейчас совсем без денег. Я согласилась, и она сказала, что тогда приступать надо немедленно. Посудомойки у них нет, посуда вот стоит грязная, мыть нужно срочно, кто-то должен это делать. Ну, я и осталась. Сейчас домою вот эту стопку и будет перерывчик. Дима, ты посиди еще немного, я скоро выйду. А как же сумка, ты сумку бросил? Ее же украдут!

- Там из вашей сумки какой-то жулик коробочки вытаскивал, - вспомнила Анна.

- А, это колготки. Ну и черт с ними. Я хотела продать, всю неделю продавала на рынке, но ничего не удалось, ни одной пары не купили. Черт с ними. Дима, иди, сынок, не мешай маме работать.

Анна снова села за свой столик, посмотрела на часы. Сорок минут прошло, муж скоро должен появиться. Мужчина в пиджаке взял свой стакан и направился к ней.

- Вы меня простите, я случайно услышал, что вы работу ищете. Я вот хотел бы предложить кое-какие варианты. Если вы не против. Не хотели бы поработать продавцом?

- Продавцом? В супермаркете?

- Нет. Скажем так, галантерея, белье… Вот, например, колготки продавать. Ну еще другие мелочи – портмоне, брелки для ключей… Знаете у станций метро есть такие небольшие торговые ряды. Там сидят женщины с цветами, зеленью… Ну а вы бы сидели с галантереей. Работа ведь не пыльная, труд не тяжелый, а прибыль поделим. Вы женщина красивая, видная, у вас все будут покупать.

- Нет, извините, мужчина, не нужно. Я у метро с бабками не буду сидеть.

- Ну да, ну да… Что ж. Тогда рассмотрим другие варианты. Вы раньше кем работали?

- Воспитательницей в детском саду.

- Прекрасно! С детьми, значит, работали? А что если нам с вами устроить катание детей на лошадках?

- Каких лошадках?

- Знаете, в парках часто встречаются девушки, которые там катаются на лошадях. Если мы арендуем у них пару лошадей и будем на них детей катать? Скажем, двести рублей за пять минут. Деньги небольшие, разумные, больше пяти минут дети не высидят, им надоест. Итого, шестьдесят разделить на пять, это двенадцать, умножить на две лошади и на двести рублей. Получается 4800 рублей в час! Представляете? Почти пять тысяч в час, и делать ничего не надо.

- Да вы что? А если ребенок свалится с лошади? А если лошадь на него нечаянно копытом наступит?

- Ну придумаем что-нибудь… Будем детей привязывать… Устроим какие-нибудь курсы. Групповая терапия «Как жить, если вашего ребенка затоптала лошадь». Тысяча рублей в час, в группе шесть человек – это шесть тысяч, в день можно загребать до пятидесяти тысяч. Плюс катание на лошадках еще сорок тысяч. А? До ста тысяч рублей в день при восьмичасовом рабочем графике. И делать ничего не надо. Женщина, как вы на это смотрите?

- Вы больной, что ли? Не нужна мне работа, что вы пристали! Я здесь сижу, просто мужа жду. Он вот-вот придет, с минуты на минуту.

И действительно в этот момент в кафе вошел муж. Быстро подошел к Анне:

- Пойдем.

Анна встала, собралась надеть пальто, но муж схватил ее за локоть.

- Пойдем быстрее, нам некогда.

Он развернулся и быстрым шагом направился к выходу. Анна, громко стуча каблуками, еле поспевала за ним.

- Это не собеседование, а какая-то туфта. Знаешь, что они меня спросили? Что я чувствую, когда вижу эти гигантские мухоморы!

Но муж, не слушая ее, быстро сел в машину и завел мотор.

- Куда мы так спешим? – спросила Анна.

- У нас другое собеседование. Я договорился, пока ты там торчала. Тоже смотритель, но в собачьем приюте.

- В собачьем приюте? Я не смогу.

- Сможешь. Нужно кормить собак, выгуливать, следить, чтобы они были здоровы. Если кто заболеет, вызывать ветеринара. Вот и все, ничего сложного. С детьми в детском саду справлялась, значит, и с собаками справишься.
Анне представился огромный холодный сарай, в котором стоят клетки с собаками. Разные собаки – маленькие, большие, лохматые, гладкошерстные, породистые и дворняжки – сидят в клетках. Они смотрят на Анну, воют, скулят, рычат, лают… Да ничего страшного, справлюсь, думает Анна. Собаки лучше, чем грибы. Лучше, чем люди, лучше, чем грязная посуда.