#1. Сумасшествие


666
Стихи


***

Ты не скучай, ты побольше всего качай. Слова - как о стену горошины, в пустоту брошены, как в очаг, и плодятся как мухи, как саранча, в них нет ничего хорошего, но ты всё равно качай. И продолжай, читай. Свети, оплачивай их счета, ведь знаки живут не сами: мы их кормим собой, часами, они живым не четá и не меняются ни черта, им не лечь белыми волосами туда где финишная черта. Ты узнавай, расти. Как плоть на твоей кости, слова образуют кокон, в котором смеётся бог, он, когда твой день позади, тихонько просит: пусти, вон за окном дорога, и ты отдаёшь ей стих. И помни, не забывай. Садясь, например, в трамвай, откроешь какую книжицу, и чувствуешь, будто движешься сквозь их дурацкий май. Ты все их в себе храни. Слова не живут, они совсем как кусты, корнями елозят в огромной яме, куда побросали дни. И погружайся, дальше. В пространстве словесной фальши неверно всё, что ты скажешь, и никому ничего не докажешь, как вишенкой плавать в каше. Ты делай себя из них. Казалось бы, смысл возник, но слышишь скрежет? Возможно, режет корову её мясник. Ты не забывай слова. Собака мертвее льва. В букварь заползает Аз. Что кроме них у нас? Что в сердце дрожит иглой, холодной щемящей мглой, и будто снится, к огням станицы приблизился волчий вой. Слова ли ведут в овраг? Словами ли скажешь "враг"? Словами ли скажешь "друг"? А прикосновенья рук? И почему тогда: года, города, всегда, мы теряя надежду, так и кружимся между какими-то нет и да.


***

вслед за стаей облезлых дворовых псин катится солнечный апельсин.
в голове свежевыжато. боль в локте. черепки склеены, побыв нигде -
там, где нету ни того ни этого, где скользят старушки из лета в лето и
тесто шипит, положась на противень, а потом - объедки в водовороте, я

знаю о нигде - из улыбки прохожего, из вкуса висящих ледяных языков,
потому что и сам состою из кожи, воды, хрящей и мясных кусков,
и лежу рядом с городским пейзажем, как рваная купюра в опустевшем кейсе,
и ловлю глазами источник фарша, достигая однородности месива


***

мы превращаемся в пауков
нервные жгутики тянем-потянем
липкая мякоть, укол, укол,
инопланетяне

моя бабушка добывала нефть
безумие жило в её глазах
не дашь колокольчиком позвенеть?
теперь я всё узнал сам

и стал как лиса, не быстр,
а себе на уме, словно не я живу
как набухшая клякса или истошный визг
или пуля застрявшая в свином жиру

зачем ты неровностями письма
измучал бумажное вымя?
ты или дебил, или сходи с ума
ишь, середину огрызка выел

прилечь на скрипящий металл кровати
оттянуть прозрачные паутинки-жилы
и оторвать их
чтоб с хрипом вылезло вон и жило

***

Я скользнул в чью-то тень по банановой кожуре - целый день ходят голые там по адской жаре. У них склизкие головы, они выплавляют из руд группу риска, как ириска в их чёрном рту изумруд, а станешь близко - с визгом они тебя изорвут. Я скользнул в чей-то выдох, в старый усталый вздох - до луны недовыто миллионов сто километров рулонов мягкого полотенца. А в раю ходят девственницы и никуда не деться. Кто-то крутит нас словно радиоприёмник, сломанный ударами и осколками бомбы, впечатывающими в грудь треугольники металла. Сидя на подоконнике, печатаю это устало, зная, что спать порá, с утра еда и работа, но тени водят парад, а с тенями сложно быть подлым, и я забываю о подлости. Шуршат крылья реликтов. В пыльной затылочной области - клёкот солнечных бликов. Вспоминая, проваливаюсь в неуклюжие бездны, где шевéлятся пальцы, кусочки ваты и лезвия, где мы ни в чем не виноваты, но кричать бесполезно, а молчать глупо. Где картонные губы и усталость металла, и трещины из трупов ползущие по литаврам, где в пальцах безумия мнётся спящая нерпа, а вода из колодца смотрит в глубокое небо. Это внутри, как грифель в карандаше, это как уголь у микрофона в сердце, в который личико из папье-маше прошептало: прости, и теперь уже не надейся. Не надейся, что зелёной будет трава. Мимо мёртвой собаки тихо пройдёт караван. Чёрная неба плоть сняла медальон луны и пытается уколоть, заблудить, увести в холмы. Теперь всё - лишь тень, система координат. Лабиринты стен станут твой милый дом. Это была не просто ещё стена, не просто песчинка в вершине железных тонн, теперь не выйти, чёрточка - значит дверь, а в лабиринте - лев, и змея, и вепрь, и ускользает нить, оставляя шов. Теперь не выйти, куда бы ты ни пошёл. Рамка прижала к стенам простой пейзаж: речка и горы, лес, на опушке - люд. Кого-то хоронят, и кажется, снова заживо. И хорошо, что плачут, а не плюют.


***

Наc ждёт дно и каменная кровать, остаётся выть или бунтовать - так давай по плиткам ходить конём, в темноту хоботки свои окунём, буду дед я, а ты будь моя старуха, мы отрежем себе по кусочку уха, мы нацелим бельма на яркий свет, и - на старт, внимание! - Впрочем, нет. А давай в подвале стучать по трубам, и молчать в металлический гладкий рупор. Извлекать пинцетом засор из памяти, извиваться, плакать, скользить и лаять, и если кто-нибудь будет против - молотком внезапно его по морде, потому что дождь - это свежесть, черви, отражения в лужах, шаги вечерние, потому что смысла ни в чём не боле, чем в застывших кáмнях - скульптурной боли, потому что мост над рекой в тумане, и ещё эта бездна висит над нами. Мы застывшие очертанья крика, словно волны и солнечный танец бликов, мы с тобой индейцы, мы инки, майя, а теперь кивни мне, всё понимая.


***

Под окошком шагают седые псы - щекастым жёнам молоко несут. Спины их стройны, а ещё усы, и если пол дрожит, это их зуд. Под окошком девы крошки роняют, и стайки чирикающих воробьёв. На углу - кабак и свинья в кляре, за углом - кто-то кого-то бьёт.

Всё не так. Псы - не молоко, водку; жёны - на кухнях фаршируют перец. Спины псов сутулы, усы - короткие, на полу - сквозняк, по ногам стелется. Под окном старухи чавкают и бубнят. Три воробья спрятались за травой. На углу - ресторан, а следы огня - на дверях с надписью "идёт ремонт".

Всё равно не так. Под окном - псы: лают, едут, проходят, иногда говорят по телефону с женой, а потом с сыном. Пол холодный, как утренний звукоряд. Под окном дети пинают усталый мяч, словно голову учительницы по химии. Чуть дальше на фонарях запятые маячат - птицы, выкрикивающие чьё-то имя.

Уже ближе. Под окнами течёт река: лающая, серая, огоньки у каждого - сигареты, тлеющие в руках. На стекле - пыль грифельно-карандашная. Река схлынет под утро: собачий вой, и выкатившийся откуда-то синий мяч. На углу повар выплёскивает ведро, целя в ворон на высоковольтных мачтах.

Ещё ближе: на улице - каракатица: двухметровая, серая, шевелясь подкожно. К ней, как бабочки, липнут цветные платьица и холодные, словно стена, прохожие. На улицу из окна ресторана смотрят, доедая свинью в кисло-сладком соусе, люди, сидящие то по двé, то пó три и салфетками медленно по улыбкам возят.

Под окошком - серое, ползёт и клубится. Огненный шар чертит дугу по экрану. Ступням холодно, словно пол это пицца, выброшенная из китайского ресторана, с вкусом высохших хлебных ломтиков. Мелькают лица: дети, усы, щёки, сигареты, мячи, велосипеды, зонтики, кто-то средним и большим пальцем щёлкает,

и вот я по улице шагаю бодро, кровеносным тельцем в людских потоках. Вон, в доме напротив, из окна смотрит фиолетово-чёрное пустое око. Вон фонари с птицами, слышно их - еле-еле, вот и кабак с вывеской на углу. Свинью заказываю в соусе карамельном, взгляд официантки безнадёжно глуп.

На улице - люди, идут по домам устало, в белых пакетах тихонько еду несут. Всё же они не пыль, а скорей суставы - это становится видно в окно отсюда. Там ещё мячик синий куда-то катится, люди за столиками - по три, по четыре, пó два. На кухне - маленькие злые китайцы и свинья, убитая в конце того года.

Всё не так. Помещение - куб, не пуст, квадрат стола и чай, который уже остыл. На стекле блеск усталой звезды, хоботки уст выдыхают табачный дым. Фигура официантки податлива и мягка. Кусочки свиньи становятся часть меня. Люди текут по улице, а я икаю, и улица змеится в городских камнях.

На углу фонарь, на фонаре вороньё. Я выхожу на улицу, чуть кружась. Вдалеке гроза слёзы на город льёт. В доме напротив грустно играет джаз. Каждый из нас каноэ, река, окно, каждый из нас тень, и ещё тритон. Вечером прячемся в ил, и идём на дно, и что-то беззвучно шепчем, как рыбы ртом.


***

- Как бы отсюда съебаться? - на острове думали зайцы. - Эй, зайцы, айда кататься, - из лодки кричал Мазай, - я вам могу поклясться, - так обещал он зайцам, - на берег вас всех доставлю, давай уже, залезай. Зайцы смотрели робко, Мазай поводил вёслами, вода достигала кромки, зайцы сжимались в ком. Тут прямо за лодкой вынырнув, фиолетовый зайчик Зóлинген Мазая позвав по имени, бил в висок его молотком. И сбрасывал в воду тело, и вёсла схватив умело он, плыл вдаль в направленьи северном, безудержно хохоча. А зайцы, такие белые, смотрели на воду талую, на холодную воду талую, подбиравшуюся к плечам.